Первые трофеи киноохоты » новости Екатеринбурга и УрФО

Первые трофеи киноохоты

4-12-2012, 08:00
Первые трофеи киноохоты
Фото:

Сегодня с утра до вечера в Доме кино (ул. Луначарского, 137) ещё продолжают идти фильмы конкурсной программы «Кинопроба». Вход — бесплатный. Но это уже четвёртый фестивальный день — последний. В 19.00 состоится церемония закрытия IX Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», и жюри под председательством кинорежиссёра Андрея ЗВЯГИНЦЕВА, обладателя «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и специального приза Каннского фестиваля, назовёт победителей. Конкурс сейчас проходит не только на экране, но и на стенах Дома кино, где размещены проекты, раскадровки, эскизы тех, кто учится создавать анимационное кино в Уральской архитектурно-художественной академии. Их ещё не снятые фильмы и задержали взгляд зрителя «Кинопробы» Павла МАЛЬЦЕВА.


Мастер-класс на «Кинопробе» ведёт известный  режиссёр анимации Эрик ПАТРИК (США). Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

На фестивале-практикуме молодые кинематографисты и показывают фильмы, и снимают их в workshop (мастерской) «Охотники за реальностью». Результат этой охоты должен быть готов к закрытию. Впрочем, всех участников фестиваля из российских и зарубежных киношкол, представивших первые «трофеи», можно назвать «охотниками за реальностью». Той, которую способны увидеть только они: в своём возрасте, со своей жизненной позиции.

Зритель Павел МАЛЬЦЕВ заинтересовался проектами анимационных фильмов. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Озабоченные героем

Даже в студенческих работах первокурсников, третьекурсников, дипломников заметно, как страстно молодые хотят проявить свою индивидуальность. Сразу, чтоб потом уже ни с кем не перепутали. Для документалистов это начинается с выбора героя. Ученики Веры ХОФФМАНОВОЙ (Школа кино и телевидения Академии драматических искусств FAMU, Прага, Чехия) пригласили в герои ровесниц — девчонок, увлечённых экологией окружающей среды, и учёного-естествоиспытателя, сделавшего открытие, не востребованное на родине. «Девушки, озабоченные экологией» (так называется первый фильм) — это попытка не столько рассказать о том, какой опасности при всеобщей безалаберности подвергаются редкие растения, но о поисках юных девушек себя в этом мире. Они сами «редкие растения» — такие небезразличные, наблюдательные. Они пока не могут сделать жизнь лучше, но по крайней мере сопротивляются её ухудшению. А в другой картине — размышления на вечную печальную тему «Нет пророка в своём отечестве». Женщина-биолог вынуждена проводить эксперименты по созданию уникального средства от болезней пчёл дома, на кухне. Она своего добилась, её достижение признали на международном научном симпозиуме, пригласили на работу за границу. Итог — в финальном закадровом тексте. А на экране мы видим, как всерьёз и тяжело она трудилась в смешных условиях для своей страны.

Лучше себя вчерашнего

В своей стране нашли персонажей студенты кинофакультета Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) и Челябинской академии культуры и искусств. «Окся баба», казалось бы, представляет собой привычный формат — «говорящая голова». Но смотришь не отрываясь. Старая-престарая женщина из мордовской деревни на Урале рассказывает (по-мордовски же, с субтитрами) свою жизнь, где день за днём раскулачивали, выселяли, убивали. Её лицо, весь её облик настолько выразительны, что неподвижность кинокамеры здесь легко извинить. Героиня Окся баба — и смысл, и эстетика этого простого фильма екатеринбургского студента Никиты АНИСЬКИНА.

Героя для своей «Дороги» челябинец Денис НОХРИН тоже нашёл в прошлом — недавнем. Фотограф Дмитрий БОЙКО погиб на съёмках на Камчатке в 1989 году. Снимок «Дорога к счастью», который прославил автора на всю страну, стал камертоном фильма. Бульдозер тащит по непролазной фантастической грязи белый «жигулёнок» с молодожёнами. А слова друга о герое могут стать камертоном для каждого «охотника за реальностью» с кинокамерой: «Быть лучше себя вчерашнего и в творчестве, и в жизни».

Война началась в шкафу…

Кинематографисты анимационного кино создают «другую реальность», преломляя имеющуюся в собственном воображении и личном художестве. И здесь знакомое предстаёт в неожиданном ракурсе, рождая у зрителя новые эмоции. Вот довоенный Крым, девушка с веслом, колоннада на набережной, довоенный курортный роман. Противный шалун лет пяти явно мешает мамочке и дяде-доктору, ему дают фонарик и карандаши, а сами удаляются в кабинет для приёма пациентов. Мальчишка с фонариком залезает в железный шкаф, увлечённо рисует на дверцах войну. Пока прятался, началась война настоящая. Только шкаф и мальчик в шкафу уцелели после бомбёжки. Ни мамы, ни доктора. Ни-че-го, ни-ко-го. Его затаскивает в грузовик молодая тётка, которая ещё несколько часов назад угощала арбузом. Едут в кузове, прижавшись, только они и есть теперь друг у друга.

Этот дебют «Дождь идёт» выпускницы ВГИКа Анны ШЕПИЛОВОЙ (Москва) явно снят под влиянием «Сказки сказок» Юрия НОРШТЕЙНА. Но всё-таки и рисунок, и характеры, и интонация — свои, новые.

Трёхминутка преимуществ

В рамках фестиваля «Кинопроба» Заявочный комитет ЭКСПО-2020 совместно со Свердловской областной организацией Союза кинематографистов России объявил конкурс короткометражных фильмов «Екатеринбург — место встречи Европы и Азии». Задача конкурсантов — показать в трёхминутном фильме преимущества Екатеринбурга как города-кандидата на право проведения Всемирной универсальной выставки в 2020 году. Подробно условия конкурса для любителей и профессионалов можно узнать на сайте «Кинопробы». Работы принимают до 7 февраля 2013 года, а 15 февраля на традиционном показе-повторе «Эхо «Кинопробы» будет назван тот, кто реализовал «трёхминутку преимуществ» лучше всех.

erid: erid: