Заповедное место булата » новости Екатеринбурга и УрФО

Заповедное место булата

7-12-2012, 08:00
Заповедное место булата
Фото:

Необычный арт-проект «Доспехи Златоуста» представили двое екатеринбуржцев в Доме художника (ул. Куйбышева, 97). Они выступили в непривычном для коллег и друзей качестве. Искусствовед, исследователь культуры Урала Евгений АЛЕКСЕЕВ участвует здесь как поэт, автор развёрнутого цикла свободных стихов с почти осязаемыми линейно-цветовыми образами и музыкальностью аллитераций. Почитатель и сторонник академической живописи и классической акварели, создатель «живых» (как он сам называет) пейзажей и натюрмортов, Андрей МЕРЕЖНИКОВ заговорил на новом для себя языке изобразительного искусства.

«Имя города — его стальные латы…» Фото: Екатерина ТИТОВА.

Выставка «Доспехи Златоуста» объединила авторов общей задачей создания поэтического облика города мастеров знаменитого русского булата, уникальной гравюры на стали. Авторы погружают зрителей в атмосферу творческого созидательного духа, передавая особый колорит этого заповедного места, «где странно перемешаны судьбы, темы, образы, детали», почувствовать его душу. Живописно-графические листы Андрея Мережникова пронизаны динамикой силовых полей творящего духа. Острые и резкие, как сабельные клинки, линии. «На горных гребнях ледяные вихри…»

«На горных гребнях ледяные вихри…» Фото: Екатерина ТИТОВА.

Графическая серия Андрея Мережникова и шрифтовые композиции свободного стиха Евгения Алексеева объединены в «Доспехах Златоуста» не только выставочным пространством зала Дома художника. Это внутренняя связь двух созвучных голосов, взаимодополняющих друг друга. Их роднят ёмкая образность, богатство художественных метафор, стремление воплотить не столько видимую сущность явлений и процессов, сколько их глубинный смысл. Единство двух начал — изобразительного и словесного — заключается здесь в преобладании поэтической ассоциативности над прозаическим повествованием и предметностью. В то же время главным для обоих авторов проекта остаётся зримая привязанность к раскрытию темы творчества мастеров клинка булатного, самого процесса его рождения, его красоты.

Изобразительные мотивы, включённые в ткань музыкально-ассоциативного повествования, не имеют ничего общего с «плоской прозой» и описательной конкретикой. При всей точности передачи движений и подробностей атрибутов трудового процесса (наковальня, молот, клещи, зубило) всё же работа мифологических мастеров — пухленьких малышей-путти — воспринимается как некое священнодействие, имеющее вневременной характер. В смутных очертаниях скал, деревьев, извивов трав, водных струй, сдержанности цвета ощущается суровый дух уральской природы, среды и атмосферы созидания.

Цельность восприятия художественного проекта «Доспехи Златоуста» предполагает активную работу зрителя с медленным прохождением вдоль экспозиционного пространства, остановками, чтением текстов, сопровождающих графическую сюиту. Потребуется включить воображение, выстраивать цепочки ассоциаций. Тогда заинтересованный зритель и читатель будет вознаграждён духовно и интеллектуально. Вход на выставку — свободный, знакомиться с «Доспехами Златоуста» можно до 18 декабря.

Само название необычной выставки символично. Доспехи — средство защиты, охранения, в контексте экспозиции — охранения высокого духа культуры от пошлости и разрушения. Недаром образ Иоанна Златоуста, сурового обличителя человеческих пороков, смотрит из глубины одного из листов художника огненным взглядом и в то же время посылает миру благословляющий жест.

erid: erid: