Cорок минут с Шукшиным » новости Екатеринбурга и УрФО

Cорок минут с Шукшиным

5-02-2013, 08:00
Cорок минут с Шукшиным
Фото:

В минувшую пятницу, 1 февраля, екатеринбургский ТЮЗ продолжал свой проект «Театр у школьной доски» в гимназии № 5 (ул. Хохрякова, 29а).

Премьера проекта, посвящённого классической и современной русской литературе, состоялась в декабре 2012 года на сцене гимназии № 116 ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА. Теперь проект переместился на территорию ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА. Маленькие гимназисты уже посмотрели чеховский спектакль «Шарманка». А два пятничных спектакля по рассказу Василия ШУКШИНА «Космос, нервная система и шмат сала» увидели не только гимназисты «пятёрки», но и учащиеся школы № 175 из Ленинского района, гимназии №2  Верх-Исетского района и 43-й школы КИРОВСКОГО РАЙОНА. Большой гимназический зал стал маленьким филиалом муниципального театра.

Проза Шукшина не входит в школьную программу по литературе, и юная публика в зале по понятным причинам не знакома с его творчеством. Заведующая литературной частью Театра юного зрителя Наталья КИСЕЛЁВА рассказала ребятам о писателе, актёре, режиссёре, прожившем недлинную, но очень яркую творческую жизнь…

Наталья КИСЕЛЁВА рассказывала гимназистам о Василии ШУКШИНЕ. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Длительность театрального воплощения шукшинской прозы намеренно такая же, как и школьный «академический час». Не потому, что ребята (постановка рассчитана на учеников 14—17 лет) заскучают, а потому что каждый спектакль проекта — своего рода урок литературы. Главный урок этих уроков «Театра у школьной доски» — понимание зрителем в финале, какая это замечательная, тревожащая мысли и чувства, нескучная русская литература.

Театр никого не упрекает за незнание. Никто не восклицал: «Как?! Вы не знаете Шукшина, не читали?!..» ТЮЗ пытается (и, на мой взгляд, весьма успешно) заинтересовать ребят не узнанным, не читанным средствами театра и пробудить стремление узнать, почитать.

Заведующая литературной частью театра Наталья Киселёва тактично и увлекательно подготовила зрителей к спектаклю, реалии которого для юных по меньшей мере странны. Герои живут в деревне 1960-х годов, первые космонавты уже побывали в космосе, а здесь не то что телевизор диковинка, радио-то не у всех есть. Постановщик всех спектаклей проекта, заслуженный артист РФ Олег ГЕТЦЕ добавил в этой своей инсценировке к двум героям рассказа ещё двоих. Соседки, две деревенские бабы, устроились по краям сцены, как на завалинке. Они беседуют друг с другом шукшинским текстом — судачат, обсуждают Юрку и Евстигнеича, реагируют на происходящее в их избе, охают, сочувствуют… И тихонько поют на два голоса: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…» Соседки в исполнении заслуженной артистки России Любови РЕВЯКИНОЙ и актрисы Елены СТРАЖНИКОВОЙ (обе певуньи, каких поискать) сразу переводят литературный язык на театральный, и рассказ становится спектаклем.

Старый да малый — Евстигнеич (народный артист РФ Владимир НЕСТЕРОВ) и Юрка (Сергей МОНГИЛЁВ) — оба одиноки. Одного забросили сыновья, обосновавшиеся в городе, другому приходится жить у чужого недоброго старика, потому что средней школы в его родной деревеньке нет. Но у восьмиклассника Юрки есть мечта стать хирургом, и целеустремлённость, и книги, которые обязательно надо читать и прочитать. Ему всё это невероятно интересно. Настолько, что мальчишка в вязаных мамкой смешных носках, вздыхающий над единственной едой — краюхой чёрного хлеба, сумеет своими рассказами разволновать Евстигнеича. Сначала квартирант отмахивается от похмельного домовладельца, которому приспичило поговорить: «Некогда, уроки учить надо…» Потом увлекается, изображает инопланетян, которые, конечно, где-то есть и, может быть, в чём-то разумнее людей, рассказывает про академика ПАВЛОВА. «Представляешь, Евстигнеич, он умирал и заставил студентов записывать, как он умирает. Они плакали и записывали…»

Две скамьи — печка, две обшарпанные табуретки, а за окном — домики в бескрайнем заснеженном поле (сценография заслуженного художника РФ Анатолия ШУБИНА), и, наверное, Евстигнеич впервые из-за этого одержимого Юрки почувствовал, что за деревенской дорогой и полем есть большой интересный мир, в котором жил когда-то разбередивший ему душу какой-то старичок-академик. Юрка уже снова что-то учит, а Евстигнеич то уляжется снова на овчинный тулуп, то беспокойно зашаркает валенками. Глаза его вдруг заслезились — не с похмелья, нет. Надо же, запали в душу этот Павлов и этот Юрка, который учится впроголодь, истово, будто сам метит в академики. То, что зал и артисты на этой малой сцене так близко, «работает» на шукшинский спектакль. Ребята, словно в кино, видят «крупные планы» на сцене — и горящие Юркины глаза, и меняющееся лицо Евстигнеича, может быть, впервые задетого другой жизнью и другим человеком — не поллитровкой, не огородом, не собственным одиночеством. Вот и шмат сала перед Юркой кладёт: ешь, мол, только учись…

Любой фильм и почти любую книгу можно найти в Интернете. Думаю, после этого спектакля кто-то из юных зрителей обязательно «погуглит» в сети имя: Василий Макарович Шукшин. Почитает его рассказы, посмотрит его картины «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная». Основание для такого предположения — 40 минут абсолютной внимательной тишины, которая стояла в зале во время спектакля «Космос, нервная система и шмат сала».

erid: erid: