Первый в фильмах — Художник » новости Екатеринбурга и УрФО

Первый в фильмах — Художник

23-02-2013, 08:00
Первый в фильмах — Художник
Фото:

Свердловская киностудия только что отметила своё 70-летие, и в эти же дни в кинематографическом календаре значился ещё один юбилей. Юбилей человека, без которого нашу киностудию невозможно было бы представить. Исполнилось 85 лет со дня рождения художника кино, заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия ИСТРАТОВА (1928—2007).

Художник кино — профессия особенная. Его работа должна «раствориться» в ткани киноповествования. Если мы верим экрану, не видим «белых швов», то, можно сказать, что и работа художника фильма состоялась. Ведь именно художник-кинематографист первым «видит» кинокартину. С ним непременно советуются режиссёр-постановщик фильма и главный оператор. Настоящим художником кино, профессионалом высочайшего класса был Юрий Иванович Истратов. На его творческом счету более 30 художественных фильмов. Он и Свердловская киностудия были связаны между собой крепчайшими узами.

Юрий Истратов пришёл на киностудию в 1954 году после окончания художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). И остался верен родной киностудии на всю жизнь. Здесь прошли его «труды и дни».

В таланте мастера можно убедиться сразу, взглянув на эскизы к фильму «Угрюм-река». Страстная чёрно-белая графика передает бурный, взрывной накал человеческих чувств в этой кинокартине. Насыщенный, «многоликий» колорит определяет сложную психологическую вязь отношений персонажей в «Приваловских миллионах». А как тщательно готовился Юрий Иванович к съёмкам фильмов военной тематики «Игра без правил» и «Сильные духом»! Сохранилось несколько альбомов с собранными им фотографиями подлинных немецких интерьеров. И город Таллин должен успешно «исполнить роль» поверженного Берлина в фильме «Игра без правил». Скрупулезно, до мельчайших деталей «гримировал» Юрий Иванович город Львов 1960-х годов под времена гитлеровской оккупации в фильме «Сильные духом».

Юрий Иванович был требователен, не терпел разгильдяйства и неряшливости. Если было нужно, сам брался за молоток или метлу. Без преувеличения — сохранился фотоснимок, где он с метлой на съёмочной площадке «Приваловских миллионов». Художник-постановщик фильма — это и своеобразный «инженер-строитель». Он не только разрабатывает эскизы, но воплощает их в жизнь, в декорации. И здесь Юрий Иванович был первоклассным профессионалом.

Юрий Иванович работал во многих жанрах. Но всегда на первом плане был кинематограф. Очень точно выразил суть творческого кредо Юрия Истратова его близкий друг с детства (одноклассник в школе № 13) и коллега — заслуженный художник России, действительный член Академии художеств РФ, Почётный гражданин Екатеринбурга Виталий ВОЛОВИЧ: «..Его дарование перерастает поставленную задачу, возвышая эскиз до степени самостоятельного художественного произведения. В этих эскизах, а также в пейзажах и натюрмортах раскрывается его талант колориста и пленительная свобода его живописного темперамента».

Не могу не вспомнить ещё об одном. Сколько настойчивости, воли, изобретательности вложил Юрий Иванович в создание музея Свердловской киностудии. Наш музей открылся 26 августа 1994 года. Как свидетель, определённо скажу: музей появился только благодаря энергии Юрия Истратова. Для него, честного и порядочного человека, никогда не существовало двойных стандартов.

От редакции: Лев ЭГЛИТ, заведующий Музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: