Мастер «образной логики» » новости Екатеринбурга и УрФО

Мастер «образной логики»

22-11-2011, 08:00
Мастер «образной логики»
Фото:

В пятницу, 18 ноября, в Доме кино (ул. Луначарского, 137) коллеги, друзья, зрители собрались на вечер памяти заслуженного деятеля искусств РСФСР, кинорежиссёра Бориса УРИЦКОГО (1931—2010).

Его не стало в декабре прошлого года, а в нынешнем октябре ему могло бы исполниться 80 лет… Необычна сама биография Бориса Урицкого. Родился в Китае, в Харбине. Детство провёл в Шанхае. Там, в доме родителей, собирались интереснейшие люди, бывали Фёдор ШАЛЯПИН, Александр ВЕРТИНСКИЙ, поэт-эмигрант Арсений НЕСМЕЛОВ. Он-то и написал Боре в детский дневник такие строчки: «…чтоб ты рос и набирался силы, смехом-колокольчиком звеня, чтобы смог увидеть ты Россию — Родину, изгнавшую меня…»

Сбылось. После войны, в 1947-м, он вместе с матерью вернулся в СССР. Учился в Уральском политехническом институте. С мальчишеских лет Борис заболел кинематографом. Ещё в Китае он снял дешёвой кинокамерой историю про паука и муху. А в бытность студентом-архитектором стал активно участвовать в работе институтской любительской киностудии. К Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, который проходил в Москве летом 1957 года, студенты снимают игровой фильм «Владя Агапов едет на фестиваль». Его режиссёром и оператором был Борис Урицкий, а помогал кинолюбителям молодой тогда режиссёр свердловской киностудии Олег НИКОЛАЕВСКИЙ. На фестивале, на конкурсе любительских фильмов, свердловский «Владя Агапов…» получил Почётный диплом.

В 1958-м, окончив вуз, Борис Урицкий приходит на Свердловскую киностудию, и с тех пор вся его творческая жизнь связана с ней. Первым шагом на пути профессионала стало его участие в создании фильма-балета (до сих пор первого и единственного фильма в этом жанре нашей киностудии) — «Журавлиная песня». Здесь молодой кинематографист прошёл ассистентскую практику и вновь встретился с Олегом Николаевским, который был одним из режиссёров картины.

Борис Григорьевич всегда с теплотой вспоминал о съёмках «Журавлиной песни», но занялся дальше научно-популярным кино. И это было на всю жизнь. Он прошёл в начале пути прекрасную школу у нашего легендарного киноклассика, одного из зачинателей отечественного этнографического фильма Александра ЛИТВИНОВА. Немалое влияние оказал на Урицкого и первый свердловский научно-публицистический фильм, снятый старейшими мастерами Леонидом РЫМАРЕНКО и Верой ВОЛЯНСКОЙ, «Огненное копьё».

Бориса Урицкого отличал масштабный взгляд на мир, на науку. Поэтому ему особенно удавались полнометражные фильмы на так называемые глобальные темы. «Приглашение к друзьям» (Россия через призму творений художников и поэтов), «Север — навсегда», «Сибирь—БАМ—наука», «Мы и природа», «Эх, Россия, ты, Россия…» — размышления о стране периода перестройки в конце 1980-х…

Научно-популярное кино называют «образной логикой». Отточенная логика, чёткость мысли, доказательность ярко проявляются в картинах Урицкого: «Кто ты, робот?», «Человек и его работа», «Закон возрождения» (о регенерации биологических тканей). Этот последний из названных фильмов был удостоен Ломоносовской премии — высшей награды в научно-популярном кино.

Обладая высоким интеллектом, Борис Григорьевич легко находил общий язык с яркими творческими личностями. Героями его фильмов были академики Абел АГАНБЕГЯН и Аркадий МИНГАЛ, скульптор Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ, театральный режиссёр Юрий ЛЮБИМОВ… На вечере памяти мы увидели лишь толику творческого наследия мастера «образной логики», а всего он снял более 50 научно-популярных фильмов на самые разные темы.

Лев ЭГЛИТ, заведующий Музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: