Подписано: Йорданс » новости Екатеринбурга и УрФО

Подписано: Йорданс

23-03-2013, 08:00
Подписано: Йорданс
Фото:

В Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5) продолжает работу выставка «Окно в Европу». Здесь представлены картины, графика, фарфор голландских, фламандских и бельгийских мастеров XVII—XIX веков из собрания 5 музеев. «Голландцев» привезли в Екатеринбург коллеги из Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Пермской художественной галереи, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова. Пятый участник совместного проекта на своей территории — наш музей.

На вернисаже 1 марта табличка рядом с картиной из собрания ЕМИИ сообщала: «Неизвестный художник XVII века, мастерская Якоба Йорданса, фламандская школа». Тогда просвещённые зрители, два музейных директора — Юрий ТРОФИМОВ (Омск) и Никита КОРЫТИН (ЕМИИ) не случайно задержались именно около этого живописного полотна. Музейщики ещё не могли со всей определённостью публично заявить, кто этот «неизвестный». Хотя подпись к началу выставки уже была обнаружена, но исследования ещё шли. Вчера в выставочных залах «Окна в Европу» нам объявили: подпись на картине «Мелеагр и Аталанта» — Якоб ЙОРДАНС.

В середине января, во время экспозиции Джованни Баттиста ПИРАНЕЗИ из собрания Эрмитажа, наши музейщики сделали открытие: установили принадлежность офорта из коллекции ЕМИИ знаменитому графику. Такие открытия — редкость. Трудно было предположить, что спустя три недели со дня вернисажа масштабной выставки «Окно в Европу» в нашем музее опять произойдёт открытие.

Пока экспертиза не завершена до конца, на презентационном экране рядом с именем художника стоял в скобках знак вопроса. А вот на самой картине «Мелеагр и Аталанта» через музейную лупу чётко видны латинские буквы: J JORDAENS FESIT. Слово после фамилии означает «сделал». Куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга ГОРНУНГ рассказала, что же происходило с картиной перед открытием выставки и в течение 20 дней после.

Полотно фламандской школы «Мелеагр и Аталанта» подарено нашему музею Государственным Эрмитажем. Полагали, что дарят копию антверпенской картины Якоба Йорданса, выполненную одним из учеников мастерской знаменитого художника. Работа поступила в музейные фонды 4 января 1949 года. К мартовской выставке 2013 года картину стали готовить, «одевать» в новую раму. И вот тут-то в определённом «лежачем» ракурсе обнаружилось, что в её левом углу лак разрушился, открылся авторский красочный слой и узоры на охотничьей амуниции персонажа оказались буквами. Да какими!

Якоб Йорданс очень редко подписывал свои картины. Подписная работа «Поклонение пастухов» есть в стокгольмском Национальном музее. Подпись там тоже в неожиданном месте — на ручке золочёного кувшина. Выяснилось, автографы художника на картине ЕМИИ и на атрибутированной стокгольмской — идентичны. Связались наши музейщики и с Антверпенским Королевским музеем изящных искусств. Там «Мелеагр и Аталанта» — не подписная работа, но до сих пор считалась основным произведением Йорданса на этот античный сюжет, который художник не раз воспроизводил в живописи. Картины похожи по композиции, обе принадлежат к раннему периоду творчества, но отличаются образным решением. Искусная охотница Аталанта на полотне в Антверпене — мощная, крупная женщина с грубоватым лицом, «екатеринбургская» дева-охотница стройнее, очаровательнее, нежнее. Влюблённый Мелеагр, добивший раненого ею вепря, готов признать победу Аталанты. Но его родственники пытаются отобрать трофей у Аталанты. Картина вся в движении, передаёт волнение героев, Мелеагр вот-вот выхватит меч и убьёт своих алчных и тщеславных дядюшек…

Сейчас по просьбе наших музейщиков сотрудники Эрмитажа устанавливают, из чьей частной коллекции попала картина в эрмитажное собрание. Коллеги из Антверпена проведут дополнительную экспертизу своей картины «Мелеагр и Аталанта» (не подписанной, но датированной 1618 годом), как только она вернётся с выездной выставки. Просвечивание инфракрасными лучами, рентгеновское исследование предстоит и нашему произведению (подписанному, но не датированному). И возможно, впереди новые открытия. Окончательная экспертиза — дело, к счастью, не десятилетий, а месяцев. И, может быть, к закрытию выставки «Окно в Европу», в середине мая, мы уже увидим рядом с «Мелеагром и Аталантой» новую табличку: «Якоб Йорданс». Без вопроса.

erid: erid: