Свой небольшой, но значимый юбилей — 10 лет существования РАО «Российские железные дороги» железнодорожники страны отметили в Екатеринбурге. На грандиозный праздник в ЦПКиО им. Маяковского съехались передовики и ветераны из Калининграда и Владивостока, Воркуты и Сочи. Затем началось общегородское гулянье на Плотинке, с роскошным концертом и потрясающей красоты фейерверком. И выбор места праздника, как и то, что ему был придан статус общегородского — не случайны.
Если заглядывать в глубины истории, железные дороги сильно припоздали прийти в наш город. Это произошло 135 лет назад, в 1878 году. К тому моменту уже несколько лет как Нижний Тагил был связан с Пермью. Оттуда, с севера, и пришёл к нам стальной путь. Причём ездить в центр страны кружным путём приходилось ещё долго, лишь в 1909 году был построен являющийся ныне «главной тягой» путь на Пермь через Кунгур. Транссиб, уникальная железная дорога от центра страны до Тихого океана, поначалу проходила через Челябинск.
Однако советские годы всё переменили. Екатеринбург-Свердловск был провозглашён столицей огромной Уральской области, центром индустриализации на Урале. И, соответственно, стал ключевым железнодорожным узлом. В 1929 году началось строительство «Сортировки», которая к нынешнему времени стала крупнейшей грузовой станцией в Европе. У нашего города много профессий, но одна из них — железнодорожник. Магистраль не замирает ни на час, через город идёт трансматериковый поток грузов, десятки пассажирских поездов… Чтобы прочувствовать это, незачем читать сухую статистику. Достаточно встать у путепровода на перекрёстке Ленина — Восточная. Или оказаться ночью на улице Технической: в полнеба сияют прожектора станции, воздух сотрясает лязг скатывающихся с сортировочной горки вагонов. В невероятном темпе живёт пассажирский вокзал: десятки миллионов пассажиров в год здесь садятся на поезда или приезжают, пересаживаются с поезда на поезд…
И именно сейчас определяется будущее наших стальных путей. Выступая по случаю праздника, руководитель «РЖД» Владимир ЯКУНИН обозначил по-деловому кратко: «Совещание поставило точку в дискуссии о целесообразности или нецелесообразности развития высокоскоростного движения в России. Решение принято положительное. Будем развивать, будем строить».
По важности, да и по объёму работ происходящее сейчас можно сопоставить с колоссальной работой, которую российские власти, инженеры-путейцы, простые рабочие проделывали 100 лет назад. Тогда немалым трудом стальной путь был пробит через Уральские горы — многие связанные с этим задачи были решены впервые в мире. И, к слову, тогда многие публично сомневались в необходимости дорогостоящей стройки, обвиняли её инициаторов в корыстных расчётах, втайне надеясь: если не будет железной дороги, Россия будет жить плохо, и царизм падёт. А сейчас рядом с проложенным тогда путём должна появиться отдельная, соответствующая более жёстким требованиям магистраль для поездов, которые понесутся со скоростью 300—400 км/час. Все города, расположенные на линии, станут гораздо ближе друг к другу. Сейчас в Пермь и тем более в Казань съездить целая история, а потому экономические и человеческие связи между нашими городами развиваются не ахти. А станет дорога занимать всего несколько часов — совсем иное дело!
Замечу, что Якунин, как руководитель-прагматик, откровенно сказал, что, скорее всего, в Екатеринбург ВСМ придёт не к ЧМ-2018, а приблизительно в 2020 году. Потому что горы между Пермью и Екатеринбургом более гладкими за 100 лет не стали, путейцев ждёт адская работа. Но тут следует сказать, что главе РЖД, всем железнодорожным начальникам и гостям празднования руководством уральской столицы была презентована заявка Екатеринбурга на ЭКСПО-2020; так что если наш город в ноябре этого года выиграет право на проведение ЭКСПО, то ВСМ в 2020 году придётся совсем кстати. Миллионы гостей Екатеринбурга — посетителей Всемирной универсальной выставки смогут не только прибыть к нам через обновлённые воздушные «ворота» города, но и с ветерком добраться до Среднего Урала по железной дороге.
Всё более напряжённой жизнью будет жить и «обычная» дорога. Объёмы грузоперевозок между Юго-Восточной Азией и Европой растут. Да и время дорожает, а самый быстрый способ преодолеть указанный маршрут — по железной дороге через Екатеринбург. Так что поток грузов будет расти и расти.
Можно с уверенностью сказать: то, как Екатеринбург на всю страну предстал железнодорожной столицей России, лишний раз подчеркнуло не только значимость столицы Урала в российской экономике, в социальной реконструкции страны, но и умение проводить мероприятия любого ранга. До празднования главного городского праздника остаётся менее двух недель, и нет никаких сомнений: юбилей этот мы встретим на самом высоком уровне. Мы умеем работать — у нас замечательные достижения в социально-экономическом развитии Екатеринбурга, наш город не случайно именуют «локомотивом России», и мы вправе этим гордиться. Нам есть что праздновать. Кстати говоря, на День города екатеринбургские железнодорожники получат замечательный подарок — должна быть сдана после радикальной реконструкции гимназия № 155, когда-то называвшаяся «школой № 2 ст. Свердловск-Пасс.», выковавшая многие поколения железнодорожников.