Казённое пике, и нагляднее некуда » новости Екатеринбурга и УрФО

Казённое пике, и нагляднее некуда

26-11-2013, 08:00
Казённое пике, и нагляднее некуда
Фото:

Что нравится — последовательность администрации Екатеринбурга.

Поручал ещё до нового своего назначения на прежнюю должность глава администрации Александр ЯКОБ сделать бюджетный процесс в муниципалитете прозрачным, а сам бюджет публиковать в доступной для понимания всеми жителями города форме — и, пожалуйста, такой вариант опубликован.

Каждый может ознакомиться с этим вариантом проекта бюджета Екатеринбурга на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на официальном портале городской администрации, ну и в «ВЕ», который избран муниципалитетом для обнародования официальных материалов муниципальных властей.

«Бюджет для горожан» — это несколько разделов, где с помощью информационно-графических технологий даётся представление об общих характеристиках бюджета, из чего он состоит и за счёт чего формируется, а также на какие цели тратится и в каких объёмах. Показаны доходы, расходы, перечислены муниципальные программы, межбюджетные трансферты…

Уверяю вас, получилось доходчиво, процессы показаны в динамике, и цифры уже не скучны — наоборот, они наглядно и весьма достоверно показывают, куда ведёт нас бюджетное строительство нынешнего областного руководства и в какое крутое пике могут свалиться муниципальные образования — ибо крайними в ближайшую бюджетную трёхлетку окажутся именно они.

Замечу, что, в отличие от практики областных властей, финансовые своды муниципалитетов проходят общественную экспертизу. И тем полезнее для граждан знать все параметры муниципальных бюджетов, потому что они раскрывают и принципы построения областной казны. Уже зная о стремлении областного руководства аккумулировать финансы у себя, чтобы затем заняться их перераспределением на совершенно непрозрачной основе, общественность городов и весей выдвигает предложения расширить тематику обсуждения, не ограничиваться только муниципальными финансами, а посмотреть на консолидированный бюджет региона в преломлении на свои муниципалитеты.

Скажем, 27 ноября пройдут публичные слушания по бюджету в Екатеринбурге, 5 декабря аналогичные запланированы в Нижнем Тагиле — и я привёл только эти два главных города Среднего Урала, которые в той или иной степени, но пострадают больше других муниципалитетов. При этом смело можно говорить, что Нижний Тагил, похоже, выйдет самым пострадавшим: ведь его бюджет областные власти урезают просто-таки наполовину: в 2014 году он планируется ими на 4 млрд. рублей меньше, чем в 2013-м. Но подобные собрания состоятся и в других муниципальных образованиях. И везде речь зайдёт и о качестве бюджетного строительства в области в целом.

Да вот хотя бы иллюстрация по упомянутому екатеринбургскому «Бюджету для граждан» — к тому, какие могут возникнуть вопросы у участников публичных слушаний.

В 2013 году бюджет Екатеринбурга (ожидаемый результат) по доходам составит 35 млрд. 938 млн. рублей, в том числе трансферты из областного бюджета 15 млрд. 207 млн.; по расходам — 37 млрд. 428 млн., дефицит 1 млрд. 490 млн. рублей.

И вдруг в проекте бюджета 2014 года фиксируется объём доходов для Екатеринбурга в размере 28 млрд. 571 млн. рублей, в том числе и уменьшенные до 10 млрд. 504 млн. трансферты из областного бюджета; расходы в сумме 30 млрд. 360 млн. рублей, дефицит возрастает до 1 млрд. 789 млн.

Вот вам результат и «стоимость» решения областных властей понизить нормативы отчислений муниципальным образованиям по НДФЛ, а также перераспределения некоторых полномочий — порядка 7 млрд. рублей. Фактически это потеря Екатеринбургом бюджета собственного развития.

Чтобы не утомлять вас особо цифрами, сообщу лишь, что доходная часть бюджета Екатеринбурга и в дальнейшем возрастёт не сильно: до 30 млрд. 657 млн. в 2015 году и до 33 млрд. 233 млн. в 2016-м. И областной бюджет на трансферты тоже не расщедрится. Соответственно этим, сшитым наверху «одёжкам» городу, извините, и «вытягивать ножки». В итоге мы по объёмам городского бюджета и по его части развития откатываемся уже лет на 5.

А с учётом того, что многие циклы в проектах развития — инженерной, коммунальной, транспортной (развязки, путепроводы etc) инфраструктуры — имеют длительные подготовительные периоды — а без денег никакое изыскание на местности и подготовка проектно-сметной документации невозможны — то эксперты не исключают в обозримом периоде полной экономической катастрофы региона.

Так что бюджетное пике в наступающее трёхлетие обернётся тем, что из ямы придётся выбираться уже десятилетие, даже при отличной макроэкономической конъюнктуре. Что же говорить, если мы будем жить в волнообразном кризисе? Свердловская область — банкрот, об этом кому сказать, оторопь возьмёт! Но, увы, подобный сценарий реален — потому что база под него закладывается именно сегодня, когда муниципальные образования, и особенно локомотивы экономического развития региона, лишаются бюджетов развития, а некоторые, как Нижний Тагил, по сути, чуть не наполовину переходят в казённо-хозяйственное управление областных властей.

Тревогу об этом высказали тагильчане на встрече с главой Нижнего Тагила Сергеем НОСОВЫМ и в письменных к нему обращениях. По их мнению, «в 2014 году Тагилу будет явно не хватать средств не только на развитие, но и на содержание городского и жилищно-коммунального хозяйства»; кроме того, такая ситуация «сведёт на нет все усилия, предпринятые в этом году городской властью по благоустройству Нижнего Тагила».

Ситуация зашла так далеко, что горожане начинают обсуждать бюджетные проекты города и области прямо на предприятиях, сообщили нам в мэрии Нижнего Тагила…

erid: erid: