«Счастье, это когда…» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Счастье, это когда…»

5-12-2013, 08:00
«Счастье, это когда…»
Фото:

Если преломить на Россию результаты недавнего исследования британо-американской группы учёных из университетов Уорика и Миннесоты, то выяснится, что нам с вами до счастья ещё ох как далеко.

Исследователи, пишет британская The Independent (http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/experts-confirm-that-money-does-buy-happiness--but-only-up-to-22100-8968255.html), выявили любопытную взаимосвязь между среднедушевым ВВП страны и «индексом счастья» её населения.

Выведенная ими кривая в области небольших величин бодро идёт вверх, подтверждая банальную истину «Два рубля хорошо, а три — лучше». Чем выше среднедушевой ВВП, тем выше индекс счастья. Но так всё обстоит лишь тогда, когда ВВП на душу населения меньше определённой критической величины. Сравнение стран, у которых он больше, даёт уже другую картину: более богатые страны не более счастливые, а то и менее. «Точка счастья» сегодня — примерно 22 100 английских фунтов на душу населения (по курсу на 4 ноября с. г. — 1 204 012 руб., или 36 215 долларов США).

Психологи объясняют: при таком уровне доходов у человека уже не остаётся потребностей, которые можно было бы удовлетворить за деньги. Отсутствие желаний само по себе становится источником депрессии. Зато интенсивная экономическая жизнь, характерная для таких стран, в изобилии порождает стрессы, тревожность. Разрушена и привычная среда обитания — человек не ощущает себя частью семьи, даже пару для него образовать проблематично, его ведь с детства приучали бороться за личную свободу.

Впрочем, в группе «богатых и несчастных» не так-то много стран. По данным Международного валютного фонда, среднедушевой ВВП, равный «точке счастья» и выше её, примерно в 22—25 странах мира.

Лидируют Катар (105 000 долларов на душу населения), Люксембург, Сингапур, Норвегия, Бруней, Объединённые Арабские Эмираты, США (51 000 долларов), Швейцария, Нидерланды. Великобритания, Япония и Израиль — на «точке счастья», в них на душу населения приходится часть ВВП как раз около 37 000 долларов.

В России, по разным оценкам и в разные отчётные периоды, на каждого гражданина страны приходилось в последние два года по 15 000 — 17 000 долларов США (500 000 — 565 000 руб.).

Получается, нам есть к чему стремиться. В России есть не более 5—7% граждан, которым уже привалило столько материального счастья, что они порой не знают, что с ним делать. Богатые тоже плачут. Без всякой иронии говорю: эти люди действительно не производят впечатления счастливых и радостных.

У остальных, казалось бы, сплошные стимулы — тянись за достатком, радуйся достижениям.

Но здесь, как нетрудно заметить, другие проблемы. 80 лет принудительного советского равенства (точнее, неравенства, но умело скрываемого) породили в людях представление, что любое неравенство в доходах несправедливо. И люди отказываются играть в эту игру. Хотя никакого «чудовищного расслоения», о котором часто говорят, у нас нет. В США расслоение примерно такое же. В Китае, Индии, многих развивающихся странах оно ещё больше.

Восприятие россиян усугубляет другой момент. В годы перестройки в массовое сознание было внедрено, что процветание начнётся едва ли не завтра. Надо лишь ввести рыночную экономику, правовую систему, как в Европе, — и мы начнем жить, как европейцы. Точнее, как жители преуспевающих стран Европы — на небогатые углы типа Португалии или Греции мы никогда не равнялись.

А потому любой личный материальный успех россиянам кажется вопиюще незначительным — в сравнении-то с их ожиданиями. Возьмём то же восприятие неравенства доходов — мало кто задумывается, что он зарабатывает больше, чем огромное число людей, и можно этому порадоваться. Нет, все болезненно ощущают то, что уступают кому-то в доходах, и находят это несправедливым.

Конечно, и реальной несправедливости хватает. Бельмом на глазу — зарплаты депутатов Госдумы. И шикарная жизнь госкорпораций. За сокращение расходов которых наконец взялся Президент. Правда, пока нет никакой гарантии, что сократят «племянниц друзей начальника департамента», а не детские танцевальные коллективы, которые спонсировали доселе.

Причём несправедливость проявляется не только на личностном уровне, но даже на территориальном. Распределение бюджетных средств у нас выглядит причудливо. Есть Москва, на территории которой платят налоги общефедеральные предприятия, а потому москвичи буквально купаются в бюджетных деньгах. И есть малые города и посёлки, куда бешеными темпами забрасываются бюджетные трансферты. А то еще, не ровён час, взбешённые селяне устроят бунт. Но за счёт кого цветет Москва и сносно живет Шаля (где собственных налогов не хватит и на кость псу, охраняющему поселковую администрацию)? Да за счёт Екатеринбурга и некоторых других крупных городов страны.

Вот вам несправедливость чистой воды. Гражданин вполне логично полагает, что если он и его земляки работают и зарабатывают больше, платят больше налогов, то и больницы, и асфальт у них должны быть лучше, чем у жителей какого-то другого населённого пункта, где люди платят меньше. Ну, пусть и не в прямой пропорции, но всё же. Но в итоге им предлагают полное равенство. А то и вовсе какую-то перевёрнутую ситуацию: та же Шаля бюджетными деньгами обеспечена лучше на душу населения, нежели Екатеринбург. Именно это — суть принятого на днях «куйвашевского бюджета»

Тут уж, действительно, какое счастье? Сколько мы ни заработаем, нам придётся ездить по тем же ухабам. Потому что на нужды родного города уйдёт лишь малая толика уплаченных нами денег. Неудивительно, что многие екатеринбуржцы уже планируют переезд.

erid: erid: