Многообразие России — гарантия её будущего, унификация — риск ослабления и исчезновения » новости Екатеринбурга и УрФО

Многообразие России — гарантия её будущего, унификация — риск ослабления и исчезновения

10-12-2013, 08:00
Многообразие России — гарантия её будущего, унификация — риск ослабления и исчезновения
Фото:

В действующей Конституции Российской Федерации, 20-летие которой мы отмечаем, — 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование по проекту Конституции РФ, и большинство россиян текст её одобрили; 25 декабря 1993 года, в день официального опубликования, Основной Закон страны вступил в действие — впервые в российской истории местное самоуправление обрело высший, конституционный статус.

«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» — гласит ст. 12 Конституции, а ещё раньше, в ст. 3, сказано, что народ, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в России, осуществляет эту свою власть «непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Принятый почти через 10 лет, в октябре 2003 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о МСУ) ввёл конституционную норму в реальную законодательную практику. Решительно политической волей Президента Владимира ПУТИНА и его команды закон о МСУ юридически оформил многообразие России, подчеркнув, что граждане самостоятельны в устройстве жизни на территории проживания, как они считают возможным и нужным, — в соответствии, понятно, с законами и финансовыми ресурсами.

Законодатель определил зоны «ответственности» местной власти и государства (чуть позднее — дополнил разграничение и другим законом, о принципах организации органов государственной власти, уточнив взаимоотношения между ними). На местах закон о МСУ встретили очень даже тепло; позитив просматривался уже в том, что самая близкая к людям власть наделялась не только правами в юридическом смысле — её ответственность базировалась на финансовых возможностях, ибо по закону любые полномочия должны быть подкреплены бюджетными статьями. Более того, крепким муниципалитетам государство могло передать исполнение своих полномочий — вместе с финансированием.

Но вот прошло ещё 10 лет. И что мы видим?

Картина, во многом схожая со многими другими сферами нашей жизни. Свобода оказалась очень для многих горьким плодом — потому как она подразумевает ответственность. Возможность делать подразумевает даже некую обязанность делать. И одновременно слишком часто эта свобода выглядит как издёвка, как предложение прогуляться, сделанное безногому.

Львиная доля российских муниципалитетов практически никаким экономическим потенциалом для самоуправления не обладает. Потому что объём собираемых на их территории налогов заведомо меньше, чем стоимость исполнения установленных законом обязанностей муниципальной власти. Они обречены висеть на дотациях вышестоящих бюджетов — а «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Небезосновательно областная власть даёт понять, что, раз деньги — её, то и расходование их она будет контролировать «от и до».

И тут выясняется, что клянчить и просить «легко и приятно». Вспоминается, как жарким летом 2010 года некие селяне на всю страну требовали у Путина купить им пожарную рынду. Конечно, пребывать в уверенности, что могучее государство обязано тебе то и сё, куда проще, чем подгонять свои «хотелки» под имеющиеся у общины денежные ресурсы. Что там города и посёлки, у нас никак не заладится самоуправление даже на уровне двора, «товариществ собственников жилья»: все хотят ворота и новый лифт с зеркалами, но сдавать деньги никому неохота, так что всё сводится к написанию коллективных писем в мэрию и Президенту.

Зато экономически сильные муниципалитеты, прежде всего крупных городов, стали лакомым куском для региональной власти. В итоге и они становятся финансово проблемными. Ресурсов на исполнение своих обязанностей и тем более на развитие нет, потому что «продразвёрстка» выметает все собранные налоги практически подчистую, оставляя на прожитьё минимум. А когда начинается распределение областных трансфертов, позиция «областников» трафаретная: вы и так богатые, мы должны заботиться о бедных.

Вроде бы не обойтись без дотаций, но они в принципе развращают, сегодняшние проблемы конвертируются в завтрашние. Местной власти депрессивной территории куда как проще клянчить, нежели развивать свою экономику. А областных чиновников в свой черёд развращает наличие «курицы с золотыми яйцами»: опять-таки, зачем утруждать себя развитием экономики региона, когда достаточно забирать всё больше у богатого региона и заливать этими деньгами все областные проблемы.

Что мы и видим в Свердловской области. О том, что её «горнозавоская» экономика отжила своё и в нынешней фазе глобальной экономики обречена, говорят уже лет двадцать. Но что сделано, чтобы отвернуть от пропасти? Да ничего. И вот момент расплаты наступает, нас информируют, что, видите ли, уровень налоговых сборов везде, кроме вовремя перестроившегося Екатеринбурга, падает. А это значит, по логике областных чиновников, что Екатеринбург должен отдать ещё больше — надо же спасать земляков! То есть прыгнуть в пропасть вместе с ними. За компанию, так сказать.

На таком новостийном фоне очень смешно слушать рассуждения придворных политологов, что, мол, местное самоуправление — единственная проблема российской системы власти. И, чтобы мэры крупных городов стали близки к народу, их нужно сделать назначаемыми.

Господа, спуститесь уже с небес на землю. Если бы не местное самоуправление, его героическая работа — страна бы давно рухнула. Потому что именно эта власть, которой от людей не убежать даже при желании, компенсирует все промахи неповоротливого госаппарата. Слишком большая и пёстрая у нас страна, что сверху её не разглядеть. Только — снизу.

erid: erid: