Конституцию Российской Федерации принимаю… » новости Екатеринбурга и УрФО

Конституцию Российской Федерации принимаю…

12-12-2013, 08:00
Конституцию Российской Федерации принимаю…
Фото:

Действующей Конституции России исполняется 20 лет. Это первая в нашей стране Конституция, одобренная всенародным прямым голосованием. 12 декабря 1993 года за неё проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании россиян, она вступила в действие 25 декабря 1993 года.

Это был отголосок бурных событий того года: апрельский референдум «да-да-нет-да», Указ Президента № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым ЕЛЬЦИН упразднил Съезд народных депутатов РФ и его Верховный Совет, областные и городские советы народных депутатов, силовое неповиновение консервативного Верховного Совета, захват путчистами здания московской мэрии, кровавое нападение на телецентр в Останкино, ответный обстрел танками «Белого Дома».

15 октября Президент назначил на 12 декабря голосование по Конституции и одновременно на 11—12 декабря 1993 года назначались выборы во вновь учреждённую Государственную Думу (образовывалось Федеральное Собрание), и к тому же сроку Конституционная комиссия и Конституционное совещание должны были представить единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

Надо сказать, власть явила внятный пример уважения к Конституции. При всей её любви к бесконечным перетряхиваниям, при склонности критиковать концепции 1990-х — Основной Закон изменениям не подвергся. В то время как международная практика свидетельствует, что в большинстве стран, где впервые закладывался каркас жизнеустройства, первоначальные тексты подобных документов сильно «перелопачивались» в первую же пятилетку. Иной раз вплоть до неузнаваемости.

То есть можно говорить, что авторская группа — а авторами основных положений нынешней Конституции называют нашего земляка Сергея АЛЕКСЕЕВА, петербуржца Анатолия СОБЧАКА и Сергея ШАХРАЯ (единственного из троицы, кто и поныне здравствует и находится на государственной службе), поработала на совесть. Впрочем, сам Алексеев, наш земляк, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН, в одной из своих последних статей, посвящённой тому периоду, писал, восстанавливая, так сказать, историческую правду, что первоначальный текст был им составлен «совместно с Анатолием Собчаком и Юрием КАЛМЫКОВЫМ». А в практическом отношении, указывает автор статьи, «в содружестве с выдающимся юристом, в должной мере не оценённым и безвременно ушедшим из жизни Станиславом ХОХЛОВЫМ».

Но тут следует подчеркнуть, что история зарождения новейшей российской Конституции не вписывается только в рамки дат отчаянного противостояния ветвей власти в 1993 году. Но сами споры, быть ли России президентской республикой или парламентской, велись ещё с 1990 года, когда ещё в рамках Союза Советов Российская Федерация объявила о своих суверенных правах. В марте 1991 года был введён пост Президента России — и 12 июня т. г. им стал Борис Ельцин. Но противоборство групп влияния продолжалось — и площадкой для демонстрации противостояния стала подготовка проекта новой Конституции.

Первыми открыли фронт депутаты Верховного Совета, подготовив в марте 1992 года проект Конституции «под себя»: по его тексту законодательная власть главенствовала над исполнительной властью. То есть депутаты решали всё — в том числе назначали Правительство, и т. д. Но буквально через месяц был опубликован так называемый альтернативный проект — либерально настроенной юридической группы; затем в течение 1992 года появились варианты «от Президента», а в марте 1993 года прошёл референдум о доверии Президенту и по основным положениям будущей Конституции РФ.

Так что говорить о какой-то «спонтанности» в подготовке действующей Конституции РФ не приходится — даже сам народ дважды за 1993 год высказывал к ней своё отношение, и дважды же его мнение было в пользу президентского проекта. Хотя, впрочем, и авторы президентского проекта пошли на известный компромисс, обозначив в первой же строчке Конституции, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» — ну а систему полномочий и взаимоотношений ветвей власти, где на первых ролях, конечно же, Президент, дали внутри документа.

Думаю, да даже уверен, граждане страны оценили и самую главную уникальность новой российской Конституции — то, что опять же впервые в российской истории приоритет получили граждане, а не власть или какая-либо идеология. Удалось сделать Конституцию, приближенную к человеку, ориентированную на него: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2 Конституции). Немаловажное значение имеет и конституционный вердикт, что Россия — социальное государство. В русле этого другая историческая новация — признание за местным самоуправлением не просто права на существование, а утверждение его в статусе самостоятельного института. «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (статья 12 Конституции).

Прошло 20 лет. И Конституция новой России остаётся незыблемой стяжкой любых, подчас противоречивых, процессов, происходящих в стране.

Видимо, эта её исключительная особенность и важнейшая роль подчас и не даёт покоя некоторым политикам и общественным витиям, и раз за разом вносятся предложения «перекроить», «видоизменить», «приспособить к современным реалиям». Но, как правило, за всеми этими словами кроется желание «приватизировать» Конституцию, сделать её инструментом для передела власти. К сожалению, не имея возможности раскачать основы государственного устройства, эта ползучая «контрреволюция» проявляет себя в нормотворческой и законодательной деятельности на площадках экономических, социальных, управленческих.

Мы видим, как перекраивают бюджетную и налоговую систему, лишь бы лишить местное самоуправление финансовой базы. И наплевать, скажем, областным властям на мнение конкретных горожан и целых городских сообществ. Мы наблюдаем стремление навязать обществу узкопартийную идеологию либо единую на всех религию — и это в исторически многонациональной-то и с множеством конфессий стране! Мы отмечаем, как под разными предлогами сужаются права граждан на выражение собственного мнения.

Но мы знаем, что всё это и многое подобное противоречит духу и букве Конституции, а значит, мы можем её именем восстанавливать справедливость, попранные права, исправлять управленческую систему, если она даёт где-то сбой.

Гарантирует нам возможность влиять на власть, и прежде всего через избирательную систему, как и все наши конституционные права, Президент Российской Федерации — гарант Конституции, «прав и свобод человека и гражданина» (статья 80 Конституции).

erid: erid: