Спешите делать добро… » новости Екатеринбурга и УрФО

Спешите делать добро…

28-10-2011, 08:00
Спешите делать добро…
Фото:

«Личная книжка волонтёра»… Не так давно её выпустило Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. Выпустило, чтобы документально фиксировать трудовой стаж тех, кто готов от широты души помогать соотечественникам.

Мы такого слова — «волонтёр» — не знали. Но вслед за Дмитрием МОТОВЫМ, специалистом орготдела Свердловской областной организации Российского Союза Молодёжи, настаиваем: волонтёры — комсомольцы-добровольцы — были и в советские времена. Достаточно, казалось, бросить клич — и помощь в проведении какой-нибудь конференции (или фестиваля, или смотра-конкурса) была обеспечена. Более того, освобождённые по такому важному случаю от уроков старшеклассники, равно как их работающие коллеги, испытывали неизменную гордость от чувства причастности к великим делам, пусть те были всего лишь областного, городского и даже районного масштаба. К слову, забытые нынче тимуровцы, что, начитавшись Аркадия ГАЙДАРА, шли помогать беспомощным старикам и нуждающимся в заботе детям, тоже легко могли причислить себя к волонтёрскому племени.

Между прочим, и в более опасных делах комсомольцы сторонними наблюдателями не были. Мой собеседник, например, сразу вспоминает, как стоял с красной повязкой на рукаве у парадного входа Дворца молодёжи. И гости предъявляли свои пригласительные билеты, удостоверения, мандаты. Дежурство было далеко не формальным; и когда некие нетрезвые личности попытались прорваться в «святая святых», их просто скрутили и сдали, смеётся Дмитрий, «по описи» работникам милиции.

Потом, уже в новые времена, которые сейчас принято почему-то называть «лихими», усилилась проблема с сильно разгулявшейся уличной преступностью. И РСМ решил создать что-то вроде оперативного комсомольского отряда. Были у ребят и силы, и желание, и достаточный опыт. Пригодились бы, разумеется, никем не отменённые старые контакты. УВД, к слову, готово было предоставить спортплощадку для поддержания физической формы молодых бойцов. Но всё упёрлось в отсутствие правового поля. Случись что, не дай бог, с добровольцами, — они оказывались совершенно беззащитными перед законом.

Дело, к сожалению, заглохло. Но без добровольцев по-прежнему не обходилась ни одна «Уральская студенческая весна». Ни одно молодёжное шествие. В фестивалях «Мы всё можем» именно добровольцы следили за тем, чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя брошенными: принести водички, накормить, в автобус посадить… Продумывалось всё.

А тут подошло время открытия Центрального стадиона. И для нешуточного этого торжества опять потребовались волонтёры, призванные помочь публике разобраться в хитросплетениях «нового старого» спортивного сооружения. РСМ взвалил на себя координирующие функции, предварительно оповестив земляков — через СМИ — о возникшей потребности.

Отклики не заставили себя ждать. В иные дни в офисе раздавалось до полусотни звонков. Подрастающее поколение предлагало свои услуги. Потом были тренировки и, как всегда, некоторый отсев. Но в конечном итоге более сотни человек, назубок изучив стадионные закоулки, заняли перед приходом гостей свои, прописанные, места. Причём с каждым, если что не так, можно было связаться по мобильному. Всё, впрочем, за исключением маленьких деталей, прошло так. И даже натолкнуло на мысль: собрать в единый кулак студенческое волонтёрское движение в городе. Не то что бы возглавить его или внедрить единственно возможную идеологию… Нет, просто заняться координацией.

Сегодня в городе огромное количество волонтёрских организаций. Одни видят свою роль в поддержке ветеранов, другие отстаивают экологическую чистоту края, третьи обожают праздники… Это всё хорошо. Гражданское общество, о становлении которого мы не устаём говорить, так и формируется. Но чтобы энтузиастам не вариться в собственном соку, нужен центр, который подскажет остальным, что сегодня на повестке дня у тех же «зелёных» или… Да цвет тут значения не имеет.

Пример же напрашивается. У каждого вуза — своя специфика. В стране десятки лет существуют профессиональные праздники. Посчитайте, какое количество вузов способно подключиться к празднованию Дня химика? Или физкультурника? Или учителя? Несерьёзно? Но тут ведь и учебное заведение можно прорекламировать, и гимн профессии пропеть, и ветеранам подарить несколько счастливых часов. Да и городу праздник устроить.

Так что такое волонтёр? Дмитрий Мотов не без сарказма цитирует однажды встреченное объявление: «Требуются волонтёры, зарплата 3 тыс. рублей…» Потом же переходит к школьным сочинениям на заданную тему, и к самому, пожалуй, из них забавному: «Волонтёр — это как Дед Мороз, придёт и исполнит желание…» Придёт, наверное, и исполнит. И денег не потребует. Вот только про Деда Мороза — конечно, слишком.

Но как же «Личная книжка волонтёра», с которой мы начали разговор? Председатель Свердловской областной организации Российского Союза Молодёжи Елена ЗВЕРЕВА — та просто возмущена: что же, сделал доброе дело — и бегом ставить печати? Словно вынырнувший из небытия Мальчиш-Плохиш, требующий за каждый чих банку варенья. Но есть и другое мнение: потенциальный работодатель, заглянув в документы будущего сотрудника, поймёт: перед ним Гражданин (именно так, с большой буквы) с высоким уровнем ответственности. И такому можно довериться.

Правда, есть ещё нюанс. Одна студентка, защищая диплом по волонтёрскому движению, с упоением рассказывала, как она выезжала туда-то и делала то-то… А потом выяснилось: бабушка этой девушки живёт в доме для престарелых. Вот и вопрос: зачем столь бурная деятельность, если близкий человек безнадёжно ждёт твоей помощи?..

Что ж, бывает так, а бывает по-другому. Несмотря ни на что, РСМ помогает молодым людям найти своё место в жизни, стать активными, научиться приносить пользу обществу, городу, стране. И никогда не чувствовать себя одинокими.

На снимке: Дмитрий МОТОВ с "личной книжкой волонтёра".

erid: erid: