Под Петрушкины страдания » новости Екатеринбурга и УрФО

Под Петрушкины страдания

26-02-2014, 08:00
Под Петрушкины страдания
Фото:

Задумал Петрушка жениться — да не на ком попало, а на дочери олигарха.

Понятное дело, такой невесте жених требуется соответствующий — разъезжающий если не на «Мерседесе» последней модели, то уж точно на скакуне чистейших кровей. Такое четвероногое транспортное средство Петрушка решил приобрести у цыгана, да платить за покупку не захотел — дубинкой продавца отлупил. Халява пошла покупателю не впрок: конь сбросил наездника на полном скаку. К жертве конного ДТП вызвали доктора, но и с ним Петрушка обошёлся плохо — вылечился и по своему обыкновению отплатил за добро побоями. Наказание за жадность и скверный характер не заставило себя ждать: симпатичная на первый взгляд собачка изрядно Петрушку покусала.

По сюжету Петрушку, любителя халявы, покусала собака. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.
Такова фабула маленького кукольного спектакля, ставшего частью праздничной программы для детей «Весёлая Масленка». Эти масленичные представления всю неделю будут показывать в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (ЦНТК, ул. Чапаева, 10). В понедельник, 24 февраля, прошло первое из них.

— Выходы Петрушки были неотъемлемой составляющей масленичных торжеств в XIX веке, — говорит методист ЦНТК по научно-практической деятельности Вячеслав ПЕЧНЯК. — Это было присуще городской культуре: на Масленицу в городах устраивались ярмарки, на них ставился балаганчик, шли спектакли, не похожие один на другой — кукловодам достаточно было отыграть характеры героев и основные сюжетные ходы, а в остальном всё строилось на импровизации.

А покажи, Мишка, как ты плясать умеешь! Фото: Мария КОНОВАЛОВА.
Культуре деревенской в ЦНТК тоже отдали дань. Масленица немыслима без весёлых подвижных игр, а там, где изучают и сохраняют народную культуру, этим играм положено быть фольклорными. Гостям масленичных представлений предлагается поиграть в «челнок», символически изображающий процесс ткачества на ручном станке, в «пузырь», изображающий вымешивание теста.

Насколько эти детские забавы многовековой давности понятны маленьким жителям мегаполиса, видевшим тот ткацкий станок в лучшем случае в кино? Сотрудники Центра традиционной народной культуры Среднего Урала уверены, что сложностей у ребят не возникает: во-первых, детям объясняют подробности старинных хозяйственных процессов, во-вторых, беготня на свежем воздухе радует сама по себе и не особенно требует пояснений.

— В старину подобные игры имели цель научить человека азам утилитарной повседневной работы, — рассуждает Вячеслав Печняк. — Теперь через них мы стремимся привить современным детям интерес к народным обычаям, к быту их далёких пращуров.

Перетягивание каната — игра фольклорная. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

К почтеннейшей публике Вячеслав вышел в сопровождении медведя. Выступление косолапого в старину тоже было важным элементом Масленицы: ведь этот праздник предшествует времени, когда хозяин леса должен просыпаться. Топтыгин, под шкурой которого скрывалась руководитель отдела дизайна и полиграфии Дарья ЧЕРМЕНИНОВА, знатно ревел басом и учил этому гостей Центра, лихо танцевал, показывал, как Баба-яга в бане парится, как ребята нехотя просыпаются в школу и как весело из неё убегают.

Гори-гори ясно, чтобы не погасло! Фото: Мария КОНОВАЛОВА.
Первыми гостями праздника «Весёлая Масленка» в ЦНТК стали первоклассники из гимназии № 177. Они охотно подчинялись правилам игр, которые вёл методист по музыкальному фольклору Игорь СЕРЁДКИН, зажигательно плясали под его игру на балалайке, со спортивным азартом участвовали в состязаниях по перетягиванию каната и с восторгом следили за сожжением чучела Масленицы.

— Гори-гори ясно, чтобы не погасло! — наперебой кричали они. А потом потихоньку загадывали желания:


— Хочу, чтобы весна была тёплой. И чтобы мне ставили одни пятёрки…

Видео: Мария КОНОВАЛОВА.

erid: erid: