Торговать «по-белому» становится выгодней » новости Екатеринбурга и УрФО

Торговать «по-белому» становится выгодней

2-04-2014, 08:00
Торговать «по-белому» становится выгодней
Фото:

За 10 лет наблюдений в рамках специального исследования, которое проводит Институт стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компания ФБК, валовая добавленная стоимость (ВДС), произведённая в торговле и общественном питании России, выросла в номинальном выражении с 2,2 трлн. рублей в 2002 году до 10,4 трлн. рублей в 2012 году. Рост почти впятеро.

Вклад отрасли в создание ВВП России оказался сопоставим со вкладом промышленности — такой вывод содержится в докладе «Сколько стоит Россия: 10 лет спустя» в разделе, посвящённом торговле и общественному питанию.

Торговля по-прежнему очень значимый для России вид экономической деятельности. Скажу более: вклад торговли, ресторанов, услуг гостиниц в ВВП стран Западной Европы находится в пределах 8—15%, в России — 21%.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что по сравнению с 2002 годом, отправной точкой исследования, доля торговли и в ВДС, и в ВВП всё-таки снизилась.

Учитывая, что торговые связи с зарубежьем у нас лишь расширялись, внутри страны бурный рост сетевых сегментов торговли (Екатеринбург и вовсе установил рекорд по количеству торговых площадей на душу населения и опередил по этому показателю многие столицы Европы), снижение доли торговли в ВВП — вовсе не свидетельство того, что мы меньше торгуем.

Этот факт подтверждает в том числе, что шёл рост промышленного производства, стал востребованным интеллектуальный продукт, росло благосостояние россиян; и мы постепенно отбрасываем имидж перепродавцов, а сама торговля начинает превращаться в мощный двигатель экономики, где «рулевой» — покупатель.

Оптовая торговля вовсе не обязательно олицетворяет предприятие, занятое крупными партиями товаров, как иногда думают. «Опт» в принципе — в любых партиях, хоть единицами товара измеряемых, — это структура для перепродажи. И объём ВДС может расти от одного перепродавца к другому немыслимыми темпами, да вот только потребителю товар после обходится дороже, а ВВП обрастает пузырями, пощупать которые в вещественном плане не удаётся.

В этой связи, по оценкам экспертов, пример Екатеринбурга, где сбалансированы и взаимоувязаны все звенья цепи — товаропроизводители, поставщики, продавцы и главное в ней звено — потребитель, — можно назвать для России уникальным, прорывным. Здесь деньги в этой цепочке работают на экономику производства.

А именно: стратегия развития города по части торговли и общественного питания, а также сферы обслуживания и услуг всех сегментов жизнедеятельности направлена на удовлетворение интересов покупателя. А как раз покупатель и формирует запрос для экономики.

Стратегия успешно реализуется, что подтверждает неизменный рост как раз розничной торговли — в пределах 7—10% в год, в то время как доля оптовой торговли в экономике муниципалитета растёт более медленными темпами. По итогам 2013 года оборот розничной торговли в Екатеринбурге составил почти 700 млрд. рублей — показатель, лучший среди всех мегаполисов России, за исключением городов — субъектов Федерации Москвы и Санкт-Петербурга. Для сравнения: в третьем по численности населения городе страны Новосибирске (Екатеринбург, как известно, по населению уступает ему — мы четвёртые) оборот розничной торговли в 2 (!) раза меньше екатеринбургского.

Торговля постепенно превращается в цивилизованный сегмент экономики, доля теневого сектора в ней согласно данным исследования снижается. Так, по данным Росстата, за 10 лет «тень» в торговле снизилась с 56% в торговле и с 37,9% в гостиничном и ресторанном бизнесе до 12,8% и 15,1% соответственно.

Надо полагать, что значительную роль в формировании этой тенденции сыграл переход именно к цивилизованным формам торговли. И успехи Екатеринбурга это также подтверждают.

Одним из признаков цивилизации торговли — в том числе прозрачности её — становится уход от таких форм, как торговля с рук, в киосках и палатках, каковую картину мы повсеместно наблюдали в 1990-е и даже в «нулевые».

— Идеология администрации города в плане нестационарных объектов в следующем: в городе достаточно качественных торговых площадей, где можно приобрести тот или иной товар, получить услугу. Поэтому необходимость в нестационарных объектах торговли, которая была в 1990-е годы, в начале 2000-х, сама по себе отпала. Пришло время освобождать улицы города от большинства нестационарных объектов. Безусловно, это вопросы не одного дня. Сегодня мы говорим о том, что мы сначала должны ликвидировать всю несанкционированную торговлю, то есть пресечь деятельность объектов, не имеющих разрешительных документов, — говорит заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир БОЛИКОВ.

В комитете по товарному рынку нам сообщили, что с начала 2014 года с территории города было вынесено уже 35 незаконных объектов нестационарной торговли.

И как нам стало известно, глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ подписал постановление о разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования город Екатеринбург на 2015 год (схема на 2014 год предусматривает порядка 2 500 таких объектов). Задача — обеспечить равномерное обеспечение жителей города торговыми точками, в том числе и нестационарными, при постоянном развитии цивилизованных, стационарных форм.

В этом году, например, планируют возвести более 191 тыс. кв. метров новых торговых площадей, к открытию готовятся 54 новых предприятия торговли, в числе которых крупные торговые центры, продовольственные и непродовольственные магазины, 7 предприятий общественного питания; проекты также предусматривают открытие магазинов в 72 жилищных комплексах.

erid: erid: