Конвейер в здравоохранении неприемлем » новости Екатеринбурга и УрФО

Конвейер в здравоохранении неприемлем

5-07-2014, 08:00
Конвейер в здравоохранении неприемлем
Фото:

Как следует из недавнего комментария директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ Татьяны СЕМЁНОВОЙ, размещённом на ведомственном сайте, Минздрав подготовил предложения о новых нормативах времени приёма у врача.

Предлагается, чтобы, например, участковый педиатр тратил на осмотр пациента 9 минут, терапевт — 10, врач общей практики — 12. Правда, плюсом отводится время на так называемую вспомогательную работу: от мытья рук до заполнения истории болезни и выписки рецепта, но это время не должно превысить более чем на 50% установленный норматив. Таким образом, получаем, что в целом врач на пациента потратит максимум 13—18 минут.

Резонно задаться вопросом — и им уже задаются: предложения Минздрава проходят широкое общественное обсуждение — а насколько качественным окажется столь беглый осмотр врачом пациента? Ведь ещё пару лет назад, по информации Национальной медицинской палаты, возглавляемой известным доктором Леонидом РОШАЛЕМ, тоже включившейся в дискуссию, Минздрав рекомендовал, чтобы на приём у основных врачей тратилось в среднем 20 минут — я так понимаю, без учёта мыться рук.

Дискуссия идёт серьёзная. На этой неделе появились первые критические замечания на проект, в том числе и в правительственной «Российской газете». Представители профессиональных объединений медиков практически единодушно утверждают: предлагаемые нормативы слишком жёсткие, если их внедрить, поток пациентов увеличится, что скажется на нагрузке и качестве работы врача.

Вполне вероятно, что в Минздраве вынуждены пойти по пути увеличения нагрузки на существующий штат, исходят из «практики»: по данным Счётной палаты, дефицит врачей в России на январь 2014 года составил 208,7 тысячи человек, из них 115,5 тысячи человек — дефицит врачей в амбулаторно-поликлиническом звене.

Но приемлем ли в здравоохранении конвейер?

Глава Российского научного медицинского общества терапевтов Андрей СПАССКИЙ считает, что необходим дифференцированный подход, ведь пациенты разные, тяжесть заболевания тоже, и, соответственно, усилия врача будут отличаться в каждом случае. Так что объединять всех пациентов в норму 10—12 минут, говорит практик-эксперт, не очень правильно. В Ассоциации врачей общей практики тоже предлагают учитывать особенности пациента: первичный приём требует большего времени, а вот повторный может быть короче и уложиться в 20 минут.

Впрочем, нельзя не упомянуть и ещё об одном опасении врачей. «Возможно, жёсткие ограничения во времени связаны с тем, что так страховым компаниям, работающим в системе ОМС, будет легче контролировать работу медицинских организаций и оплачивать только регламентированное время врача», — предполагает директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека Эдуард ГАВРИЛОВ.

Так или иначе, но Минздраву придётся прислушаться и к мнению медицинской профессиональной общественности, и к мнению россиян, практически каждый из которых когда-либо да становится пациентом.

Тем более что, судя по социологии, отношение россиян к своему здоровью меняется — и в лучшую сторону. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 63% россиян утверждают, что следят за здоровьем. С 2006 года доля внимательных к своему здоровью выросла на 5%, а что ещё более важно — в 1,5 раза (!) стало больше тех, кто регулярно проходит диспансеризацию. И, к слову, сознательность россиян настолько возросла, что уже 55% из них, засвидетельствовал ФОМ, считают, что диспансеризация должна быть для всех обязательной.

Соответственно, возрастают и требования к российской медицине. Едва ли случайным выглядит тот факт, что сегодня россияне несколько чаще, чем в 2008 году, когда ФОМ проводил аналогичное исследование, характеризуют уровень развития нашей медицины как более низкий, чем в передовых странах. Хотя в целом более половины россиян считают, что современная медицина может справиться с большей частью существующих болезней человека — ей бы только внимания и заботы, самой медицине.

Но как свидетельствует министр здравоохранения РФ Вероника СКВОРЦОВА, несмотря на то, что общее финансовое положение здравоохранения России выросло и продолжает расти, доля его в ВВП снижается. А это говорит, между прочим, об эффективности нашей медицины. Если совсем откровенно, она, выходит, не в состоянии обеспечить тот уровень здоровья населения, при котором бы человеческий капитал становился главной движущей силой экономики и обеспечивал рост ВВП.

Наглядный пример того, насколько качество здравоохранения влияет на уровень здоровья людей, отыскивается в Екатеринбурге.

Идущий уже несколько лет естественный прирост населения в городе (четверть всего прироста по России, к слову!) обеспечивается не только — и уже не столько — повышением уровня рождаемости, сколько снижением уровня смертности; иными словами, болеют у нас меньше, и доля серьёзных заболеваний в общей массе наблюдаемых врачами также снижается.

Та же Вероника Скворцова недавно в рамках всероссийского совещания с участием более чем 400 представителей здравоохранения субъектов Федерации, проходившем в Екатеринбурге, открытым текстом сказала: уровень медицинских учреждений в Екатеринбурге — высокий. Профилактические мероприятия приоритетные в современном здравоохранении страны — и в Екатеринбурге профилактика на высоте. Управление здравоохранения администрации Екатеринбурга в передовых России по обеспечению всеобщей диспансеризации населения.

Другими словами, в здравоохранении Екатеринбурга — приоритет дифференцированному подходу к пациентам, внимание индивидуально каждому.

erid: erid: