Накопительная часть пенсий: быть или не быть? » новости Екатеринбурга и УрФО

Накопительная часть пенсий: быть или не быть?

10-09-2014, 08:00
Накопительная часть пенсий: быть или не быть?
Фото:

Ещё в августе вице-премьер Ольга ГОЛОДЕЦ сообщила, что до начала нового бюджетного процесса — а он обычно стартует в середине сентября — Правительство РФ может принять решение о ликвидации накопительной части пенсий и развитии добровольных накоплений.

Напомним, накопительная часть формируется согласно действующему пенсионному законодательству у будущих пенсионеров от 1967 года рождения и позже. И таких на данный момент более 3,5 миллиона человек.

Первый аргумент против проникнут якобы заботой как раз об этих людях. Мол, будущие пенсионеры, у которых формируется накопительная часть, оказались в ущемлённом положении по сравнению с теми, кто участвует только в страховой пенсии. Ибо страховые пенсии уже 10 лет как ежегодно индексировались на инфляцию (а то и выше) плюс процент доходности Пенсионного фонда — накопительная же часть пенсий полностью во власти бизнеса, в который эти деньги вкладывают, и получилось, что доходность во многих случаях вышла даже ниже инфляции.

Вроде весомо. Средний уровень инфляции за 2004—2012 годы, по расчётам экспертов, 9,65 % в год. А наилучшие показатели прироста накоплений на индивидуальных счетах оказались заметно ниже: в лучших частных фондах — от 6,4 до 9,2% в год.

И это — тоже один из аргументов: НПФ, мол, не умеют распорядиться толково пенсионными деньгами, а потому власти решили их все за пару лет ревизовать, чтоб получили лицензию, а пока их активы государство забирает себе, обещая возвратить с приростом на инфляцию. Тем, кто ревизию успешно пройдёт.

Но есть и другая статистика — в отношении государственной управляющей компании (там те самые «молчуны», которые не озаботились выбором частного пенсионного фонда): средний прирост накоплений на индивидуальных счетах там составил …5,5%.

То есть положение ещё хуже, а значит, второй аргумент как минимум хромает.

Видимо, знакомство с подобной аналитикой и повлияло на структуры, которые теперь и выдвигают идею не «отобрать» у нерадивых частников пенсионные накопления граждан, а полностью ликвидировать институт накопления. Чтоб не порождать в сравнениях сомнений, что отнюдь не забота о будущих пенсионерах движет инициаторами, а идея полной ликвидации накопительной части как формы, гарантированной законом, ну а уже собранные деньги пока зарезервировать за государством. Во всяком случае, лично у меня складывается такое впечатление.

Что до сравнения темпов прироста страховой части и накопительной части пенсий, то, да, она точно не в пользу накопительной.

Не так давно глава Пенсионного фонда Антон ДРОЗДОВ приводил данные на этот счёт. В 2004—2011 годах инфляция в РФ составила 215%, а индексация страховой части пенсии — 337%, доход же от инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компанией — 149%, в среднем по НПФ — 159%, «но все они ниже инфляции», — сделал оговорку Дроздов.

Однако одну деталь в этих расчётах стараются не выделять. А именно: сколько государство закачало из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, чтобы покрывать постоянный дефицит последнего? За 10 лет явно несколько триллионов. И с чего бы тогда не расщедриться на неплохую индексацию?

Таким образом, цифры индексации страховой части пенсии едва ли доказывают «ущербность» накопительной части — скорее, они говорят о неприемлемой в рыночной экономике государственной щедрости. Этакий праздник непослушания её законам. А также это свидетельство слабой эффективности экономики, которая не может распорядиться единственным имеющимся в России ресурсом «длинных» денег — пенсионными средствами. У бизнеса нет серьёзных и здравых стратегических проектов, реализация которых гарантировала бы не только весомую прибавку ВВП, но и высокую планку прироста денег пенсионеров — нынешних и будущих — и чтобы НПФ и ПФР вкладывали в них средства из своих бюджетов.

Теперь граждане будут решать самостоятельно — терять или не терять деньги в накопительной системе, потому что это станет их добровольным делом, — мысль, заложенная в анонсированные новации. Но настолько ли богаты россияне, чтобы позволить себе — в здравом уме и исключительно добровольно — отчислять от своей зарплаты энный процент на будущую пенсию? Ответ — увы и ах! — думаю, может быть только однозначным.

Скажем, около 40% работников — за отмену даже обязательной накопительной части пенсии, сообщила служба исследований компании HeadHunter. И в основном потому, что хотят видеть деньги у себя в кармане прямо сейчас. А почти треть (29%) негативно отнеслись к идее добровольности пенсионных накоплений, потому что считают, что «не смогут рационально распорядиться освободившимися деньгами самостоятельно».

С другой стороны, более половины — 52% — россиян предпочитают накопительную пенсию распределительной: это данные опроса Фонда «Общественное мнение» как раз среди граждан 1967 года рождения и позже. «Бред», «ужас», «на государство нет надежды» — наиболее частые ответы россиян на просьбу высказать своё мнение об отмене накопительной части пенсии.

Ну и с третьей стороны, против ликвидации накопительной части пенсии выступили бюджетники: врачи, учителя, работники культуры в своих письмах «наверх» резонно замечают, что у их работодателей нет возможностей для корпоративных пенсионных программ — а их личные заработки всё же не таковы, чтобы можно было откладывать на будущую пенсию самостоятельно.

Впрочем, состоится ли именно в сентябре принятие каких-либо знаменательных решений, сказать утвердительно нельзя. Вопрос пенсий — слишком тонкая материя: при неловком движении может такая прореха образоваться, что мало не покажется. Проще наряду со страховой, накопительной частью ввести и широкую добровольность — многообразие вариантов всегда предпочтительнее одного неверного выбора…

erid: erid: