На бюджетных берегах » новости Екатеринбурга и УрФО

На бюджетных берегах

20-09-2014, 08:00
На бюджетных берегах
Фото:

Считается, что Екатеринбург стоит на Исети… Ошибки в этом, в общем-то, нет, но, кроме того, наш город, как и все прочие, стоит на… бюджете. И с этим уж точно не поспоришь.

Если бросить взгляд на путь, пройденный финансовыми органами нашего города, дух захватывает, ведь начинать свою деятельность предшественникам нынешнего начальника департамента Андрея КОРЮКОВА и его коллег пришлось ещё в эпоху военного коммунизма…

— Действительно так, впрочем, тогда, в 1919 году, Екатеринбургский финотдел проработал всего месяц, — подхватывает историческую тему Андрей Александрович. — Затем пришли белые, и накопившуюся финансовую документацию пришлось на двух подводах спешно эвакуировать в Пермь. Только через полгода, после восстановления советской власти, отдел возобновил работу.

Конечно, финансовая деятельность в нашем городе велась и раньше, причём обширная и разнообразная. Хоть Екатеринбург был сравнительно небольшим городом в масштабах Российской империи, здесь была развитая промышленность, железнодорожный узел, город был купеческий, то есть были капиталы, а значит, и банки, и страховые компании, ссудные конторы. Но непосредственным прародителем нынешней муниципальной структуры мы всё же считаем финотдел, созданный в неспокойном 19-м. Он был интересен тем, что занимался всем: и выполнял функции центробанка, то есть контролировал всю финансовую деятельность, и собирал налоги, и учитывал деятельность промпредприятий.

— Следующая страница истории открылась уже в иной финансовой ситуации. Пришёл НЭП…

— Да, новая экономическая политика 20-х годов. Это эпоха восстановления разрушенного хозяйства, создания условий для рыночной экономики. Укрепляется рубль, ну и, собственно, меняются задачи, которые ставятся перед городским финансовым отделом. Появляются структуры Центрального банка, но всё-таки сбор налогов, учёт и контроль финансовой деятельности государственных предприятий по расходным полномочиям, контроль за кустарными предприятиями и денежным обращением всё равно остаётся за финорганами.

Следующая эпоха — становление социализма, индустриализация страны. И Екатеринбург (тогда Свердловск) активно участвовал в этом процессе. У нас были гигантские стройки, развивалась тяжёлая промышленность, претерпел перестройку железнодорожный узел, через который проходило огромное количество грузов…

Следующий этап — период Великой Отечественной войны, когда в наш регион, в наш город, было эвакуировано множество предприятий из западной части страны, подвергшейся оккупации. И горфинотдел по своей линии участвовал в становлении этих предприятий. Кстати, в 40-е годы на территории Свердловска существовало не 7, как сейчас, а 9 административных районов, что было связано не столько с территориальными аспектами, сколько с насыщенностью города заводами, госпиталями, стройорганизациями… Соответственно и финансовая структура имела 9 подразделений.

— То есть городским финансистам и в годы советской власти приходилось действовать в различных экономических, политических, организационных, правовых, идеологических условиях…

— Это так, но надо понимать, что для социализма была характерна жёсткая плановая система, и финансовая структура была одним из её проводников. Так, всё содержание у нас находилось на уровне смет — не только бюджетная сфера, как сейчас, но и промышленные предприятия, которым государство через отраслевые министерства спускало показатели по выпуску продукции, содержанию социальной сферы, а их финансовую деятельность, причём в  самых различных аспектах, включая контроль выполнения планов финансово-хозяйственной деятельности, численности работников и аппарата управления и т. д., курировали городские финорганы.

— Ну а с изменением политической системы в нашей стране коренным образом изменилась и финансовая сфера. До того средства были сплошь государственными, теперь появились частные, был выделен муниципальный уровень собственности, на который, в частности, свалилась большая нагрузка из-за массового избавления предприятий от непрофильных активов… В чём особенность перехода к современному периоду вашей работы?

— Переход к рыночным механизмам хозяйствования потребовал выделения разных уровней бюджета и кардинального изменения финансовой системы. Казначейский функционал, сбор налогов, контрольно-ревизионная деятельность были переданы в ведение Федерации. На муниципальный же уровень перешла вся социальная сфера, прежде преимущественно находившаяся на ведомственном попечении.

Было очень непросто провести учёт всего имущества, всех объектов социальной направленности на территории города и наладить их финансирование, для чего пришлось местным властям добиваться определения доходных источников для муниципальных образований. Ну а в нашем случае это было ещё и сложное взаимодействие между городом и областью. Консолидированный бюджет Свердловской области процентов на 70 зависит от областного центра (если точнее, то в разные годы на территории Екатеринбурга собиралось от 65 до 80 процентов всех налоговых поступлений нашего субъекта).

Новые задачи потребовали изменения структуры, методов работы, чтобы обеспечить максимально эффективное использование средств, которые есть у города.

Задач много, денег всегда не хватает, а город надо ведь не только содержать, но и развивать. Он должен прирастать жилыми домами, объектами социального назначения, совершенствовать инфраструктуру, созданную прежними поколениями.

— Помню времена, когда глава города Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ был вынужден констатировать, что бюджет следующего года — это бюджет выживания… Были времена и получше. Связано это с объективной экономической ситуацией или сказывались законотворческие эксперименты области?

— Город наш самодостаточный, обладающий многоукладной экономикой. Это позволяет ему выходить из кризисных ситуаций, хоть и не без проблем, но, во всяком случае, не теряя лица. Но коль скоро полномочия порегулированию межбюджетных отношений закреплены за субъектом Федерации, нам практически всегда приходится бороться за свой городской бюджет, защищать интересы горожан. В диалоге с областным правительством, Минфином мы всегда отстаивали необходимость бюджета развития для Екатеринбурга. Он является центром не только области, но и Уральского федерального округа. Это лицо всего Урала, и оно должно быть привлекательным, обладать развитой улично-дорожной сетью, быть чистым и благоустроенным. Ну а самое главное — Екатеринбург является локомотивом экономики, и от его успехов в привлечении инвестиций, в продвижении на всероссийской и мировой арене напрямую зависит благосостояние всех жителей области.

Не всегда наши подходы воспринимались, но понимая, что отстаивать деньги в области для развития города — наша задача, мы неоднократно обращались за соответствующей поддержкой со стороны, вели активную работу по привлечению средств на федеральном уровне. Аркадий Михайлович и в бытность свою мэром много сил приложил на этом направлении и продолжает это делать сейчас как член Совета Федерации.

Одним из важнейших результатов, достигнутых при участии муниципальных образований, в том числе и Екатеринбурга, стало принятие Бюджетного кодекса, который закрепил за местным самоуправлением перечень доходных источников, который может быть дополнен субъектом Федерации, но не сокращён. Отметить следует и 131-й федеральный закон о распределении полномочий, который закрепил за муниципалитетами совершенно определённый круг полномочий, и он не может быть изменён по чьей-то инициативе.     

— У финансистов самая горяча пора — это осень, время формирования бюджета, хотя, наверное, реально бюджетный процесс длится дольше и не сводится только к публичным мероприятиям, связанным с его принятием…

— Непосредственная работа над бюджетом следующего года начинается в июне, когда мы получаем прогнозы государственных органов власти в отношении индексов роста, инфляции, по определению доходных потенциалов, по политике в области заработной платы и т. д. Мы прорабатываем на уровне главы администрации города идеологию бюджета, определяем, что будем расходовать в текущем режиме, какие капитальные объекты рассматриваем в трёхлетней бюджетной перспективе. Опаздывать с этим нельзя, поскольку существует необходимость в проведении конкурсных процедур, большой организационной работы, связанной в том числе с подготовкой земельных участков, подготовкой технических заданий на проектирование, заключением договоров и многим другим.

— Но ведь, Андрей Александрович, при всех своих законодательно закреплённых полномочиях и уровне доходов, наш город не может себе позволить прыгнуть выше планки, установленной консолидированным бюджетом Свердловской области. Насколько сложно отстаивать свои позиции перед областным правительством?

— Здесь есть противоречие. Вроде бы город-донор, с запасом обеспечивающий себя за счёт налогов, собираемых на его территории, сам должен обеспечивать свои расходные полномочия, но субъект Федерации вправе определять прогнозную оценку расходов бюджета. И муниципалитету приходится доказывать право на собственное видение тех или иных процессов, на выбор направлений развития города и соответственно, на приоритетное финансирование этих направлений. 

На данный момент при составлении бюджета мы ориентируемся на майские указы президента, федеральные и областные программы. Как городу-донору нам, конечно, хотелось бы добиться более высоких вложений средств в объекты Екатеринбурга — города, исполняющего функции областного центра.

Должен быть иной подход к формированию бюджета, не «уравниловка». Однако каждый год приходится доказывать это на согласительной комиссии, куда мы и область выходим с разногласиями. Вот и в этом году областное правительство прогнозирует сокращение бюджета Екатеринбурга на 10 процентов по сравнению с 2014 годом, мы наоборот предлагаем увеличить оценку расходов более чем на 3 миллиарда, учитывая необходимость инвестиций в детские сады и школы, в ТЮЗ, в клинико-диагностический центр, другие важные для города объекты.

— Политик городского или областного уровня может себе позволить весьма резкие высказывания… Людям же вашей профессии приходится, наверное, быть дипломатами, выстраивать отношения с областным Минфином, с федеральными структурами на долговременной основе.

— Хотя финансовая система страны разделена на уровни — федеральный, субъектный, муниципальный, мы все считаем себя финансистами, специалистами, занятыми в одной сфере деятельности. Да, мы избегаем делать громкие заявления, но это не значит, что мы менее упорно бьёмся за интересы муниципального образования. Вот, скажем, на днях согласительная комиссия рассматривала наши предложения по формированию доходной и расходной частей бюджета города. Мы, обосновали свои предложения и нашли аргументы в защиту нашей позиции, поэтому по части поднятых тем нашли понимание и сумели вступить в профессиональную дискуссию.

— Насколько я понимаю, курицу, несущую золотые яйца, то бишь город-донор, надо хорошо кормить, а не урезать ей рацион… У нас же и программу «Столица», фактически обеспечиваемую налогами Екатеринбурга, пытались подать как благодеяние, обставляли частоколом условий и оговорок, а потом и вовсе прикрыли…

— Эта программа была очень хорошей идеей, направленной на развитие Екатеринбурга. И не только Екатеринбурга. Мы всегда подчёркивали, что вложение средств в столичный город тянет за собой область, поскольку обеспечивает заказами производство стройматериалов и комплектующих, подрядные организации из других городов. И период, когда эта программа реализовывалась, подтвердил правильность расчётов. В частности, значительно выросли кооперационные связи с Нижним Тагилом, Каменском-Уральским, Серовом, Краснотурьинском. К сожалению, сегодня эта программа действует в незначительных объёмах.

— Андрей Александрович, вы работаете во главе департамента с начала века…  Какие события, явления запомнились ярче всего?

— В первую очередь вспоминаются сложные ситуации, из которых мы сумели достойно выйти. Так, когда я заступил на эту должность, на бюджете города тяжким грузом висел кредит Международного банка реконструкции и развития, взятый в 1995 году на закупку автобусов. Это был долларовый кредит, и когда рубль обвалился, выплаты по кредиту выросли в несколько раз. Однако городу, пусть и ценой очень больших усилий, удалось в 2007-м этот кредит погасить. В этот момент я был просто счастлив от осознания того, что мы выполнили обязательства.

А в 2008 году грянул кризис, и снова пришлось очень напряжённо работать, чтобы провести город через непростую финансово-экономическую ситуацию. Были найдены, думаю, оптимальные для той обстановки решения, и нам удалось удержать бюджет, не потерять социальную сферу и в дальнейшем снова перейти от выживания к развитию.

— Да уж, стрессовых нагрузок на долю муниципальной финансовой службы выпадает предостаточно. И ответственность, наверное, давит постоянно, ведь ошибка в оценке экономической ситуации, в прогнозе, в расчётах может сказаться на жизни горожан самым пагубным образом… Что за люди у вас работают, которым это всё по плечу?

— Хорошие люди: дисциплинированные, добросовестные, компетентные. В подавляющем большинстве — женщины, из сотрудников департамента только 3 процента мужчин.

Финансовая система подобна кровеносной, обеспечивающей кровоток, питание каждой клетки организма. Капилляры походят к каждому учреждению, и по ним каждый день движутся заявки, платёжные поручения, другие финансовые документы и собственно деньги. И в такой кропотливой работе наилучшим образом проявляют себя женщины. Они более терпеливы, сдержанны, прилежны. И конечно, они профессионалы, прекрасно знающие своё дело. Имея высшее образование, они продолжают совершенствоваться, регулярно проходя обучение и повышая свою квалификацию.

Коллектив постоянно пополняется молодыми кадрами, главным образом выпускниками Уральского экономического университета, где мы курируем две группы студентов, начиная с первого курса, предоставляем им возможность пройти производственную практику, вообще поддерживаем достаточно тесные связи. С другой стороны, мы с огромным вниманием относимся к опыту наших ветеранов. Даже уходя на пенсию, наши заслуженные специалисты остаются душой с нами, они часто звонят, переживают за городской бюджет, дают дельные советы.

— При всём при том граждане публично восхищаются работой финансистов редко, зато упреки сыплются регулярно…

— Это понятно, потому что порой наши решения бывают непопулярными. Все просят деньги, но на всё никогда не хватает, и в каких-то ситуациях надо уметь сказать «нет» и аргументировать такой ответ. Совместно с другими подразделениями администрации города мы стараемся выбрать приоритетные направления, вникнув в существо предложений, требующих финансирования. Ну и не зверствуем, конечно: отказав раз, другой, когда-то (при наличии обоснований) обязательно скажем «да».

— Депутаты Гордумы тоже не всегда бывают вами довольны…

— Городская дума представляет интересы горожан, придерживающихся разных политических взглядов, живущих в разных районах, работающих на предприятиях и в организациях различного профиля. И это суммирование мнений екатеринбуржцев, происходящее в стенах Думы, даёт удивительный эффект: бюджет выглядит как на рентгеновском снимке, никаких затемнённых участков просто быть не может. Когда твою работу рассматривают так пристально, это, я считаю, очень полезно, и если депутаты обнаруживают, что мы где-то что-то недосмотрели, мы это обязательно учитываем при доработке документа, если выявляется некая тенденция, уделяем ей повышенное внимание.

Дума рассматривает проект бюджета в течение двух месяцев, и в последние 6 лет у нас закрепилась традиция принимать главный финансовый документ до наступления очередного года, что позволяет сразу начинать работу инвестиционного и капитального характера. Полагаю, что это свидетельство того, что наше взаимодействие достаточно эффективно. А главное, все участники процесса исходят из того, что это не бюджет департамента финансов, не бюджет какой-то думской комиссии, а бюджет всего муниципального образования, в котором есть различные ветви власти, есть общественность. Ведь помимо рассмотрения в Думе мы проводим публичные слушания по бюджету, а нынче вот получили очень интересное предложение от двух вузов: прочитать лекции о принципах формирования бюджета, о том, какой бюджет мы готовим на следующий год. Как знать, может быть, молодёжь, неравнодушная к финансовой жизни города, подбросит какие-то свежие идеи, на которых когда-нибудь будет основываться бюджетный процесс…

erid: erid: