Социальный портрет молодёжи » новости Екатеринбурга и УрФО

Социальный портрет молодёжи

26-09-2014, 08:00
Социальный портрет молодёжи
Фото:

Начался учебный год, и вопрос социально-психологического тестирования учащихся продолжает оставаться открытым. Напомним, что приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» прописал процедуру проведения тестирования (об этом мы рассказывали в проекте «Ломка» от 29 августа с. г.)

За комментарием мы обратились к главному наркологу области Олегу ЗАБРОДИНУ:

— Этот год будет у нас переходным периодом. В прошлом году вступил в действие ФЗ № 120 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», который ввёл новые понятия: социально-психологическое тестирование, профилактические осмотры в школах, выявление групп риска. В этом учебном году уже в сентябре мы попробуем начать социально-психологическое тестирование в школах, параллельно проводя тестирование уже традиционным способом — тест-полоски. Все старые механизмы, в которых уже уверены, мы не отменяем, не ломаем. Первое полугодие мы тестируем при помощи экспресс-тестов и постепенно вводим, как бы адаптируем новую систему социально-психологического тестирования. И, скорее всего, закончим год только социально-психологическим тестированием (без тест-полосок).

И во время экспресс-тестов, и во время социально-психологического тестирования мы выявляем так называемую группу риска, но есть нюансы. Если в первом случае (тест-полоски) мы выявляем подростков, которые употребили психически активные вещества и в их организме есть их следы (следы метоболизма — наркотик), то при социально-психологическом тестировании мы выявляем личностные качества, которые способствуют формированию зависимого поведения. То есть тех детей, которым при определённых условиях в силу своего характера трудно отказаться от пробы наркотиков (первой пробы!). Вот в чём простота и гениальность, с позволения сказать, этого процесса тестирования.

Весной прошлого года мы запустили пилотный проект социально-психологического тестирования. Попробовали сразу две модели социально-психологического тестирования: первая — с использованием методики англо-американского психолога Раймонда Бернарда КЕТТЕЛЛА, вторая — российского психиатра-нарколога Григория Владиславовича ЛАТЫШЕВА. Оба этих теста дают прекрасный психологический портрет: только в первом случае речь идёт о характерологических особенностях ребёнка, во втором — о факторах, влияющих на его поведение.

Педагогическое сообщество Свердловской области и центр социально-психологической поддержки министерства образования «ЛАДО» за основу психологической методики выбрали второй вариант. В качестве факторов риска и защиты в данной методике представлены 5 факторов: «личные факторы», «семейные факторы», «среда сверстников», «общесоциальные факторы», «школьные факторы».

Сейчас разрабатываем алгоритм запуска этой методики в школах…

Да, регионы сами вправе выбирать методику социально-психологического тестирования учащихся. Скажем, Новосибирск пользуется методикой Латышева еще с 2011 года. Так что стоит рассказать об этом психиатре-наркологе поподробнее.

Григорий Владиславович ЛАТЫШЕВ, врач-психиатр, нарколог, член терапевтических сообществ стран Центральной и Восточной Европы, директор и организатор региональной общественной благотворительной организации «Центр профилактики наркомании» (г. Санкт-Петербург). Это первый в России центр профилактики наркомании, который был открыт в 1997 году. В арсенале Центра появилось Социальное бюро (очень прогрессивная форма работы с зависимыми людьми). Латышев увлечён решением идеи общественного социального здравоохранения, разрабатывает и внедряет социальные программы, методики, технологии, позволяющие создать объединение людей (молодёжи), которые способны не только сами решать свои проблемы, но и научить этому других. Центром профилактики наркомании реализовано более 23 социальных проектов, в 2004 году эта работа была удостоена Венской награды ООН «За вклад гражданского общества в борьбе с наркоманией, преступностью и терроризмом». Латышевым издано несколько научных трудов (например: руководство по работе с подростками «Смотри по жизни вперёд», «Методические рекомендации по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных, злоупотребляющих психоактивными веществами в образовательных учреждениях», «Сборник информационно-методических материалов по организации социально-психологической помощи в области профилактики наркомании среди молодежи», «Шаг за шагом от наркотиков» и другие).

Через пару месяцев РОБО «Центр профилактики наркомании» отметит 15-летие своей зарегистрированной жизни. За эти годы первичная профилактика прошла долгий путь, начиная от её полного отсутствия, затем реализуясь в бессмысленных («рок против наркотиков», «городской месячник против наркотиков» и т. д.) или в имеющих хоть какую-нибудь эффективность (программы равного воздействия, обучение жизненным навыкам, программы предоставления альтернатив и т. д.) формах, до развития глобального пессимизма в виде всемирного движения «нет войне против наркотиков».

Результаты исследований последних лет предоставляют новый фундамент для первичной профилактики. В подростковом возрасте возникают изменения в нейроповеденческом (опережающий рост количества окситоциновых рецепторов в лимбической системе) и психосоциальном функционировании, которые могут привести (и чаще приводят) к тому, что желание соответствовать нормам сверстников доминирует над когнитивными механизмами контроля поведенческих импульсов. Это открытие помогает объяснить, почему подростковое поведение в присутствии сверстников практически не зависит от их знаний о риске и последствиях.

Это представление имеет огромное значение для профилактики, так как указывает на важность подходов, нацеленных на среду, в которой социальные нормы формируются и поддерживаются и в которой реализуются нежелательные формы поведения, в том числе употребление алкоголя, табака, наркотиков.

Средовая профилактика — стратегия, нацеленная на изменение физической, социальной и экономической среды, не полагаясь на убеждение. То есть главное, что необходимо (по крайней мере в подростковом возрасте) для защиты самих подростков от нежелательных форм поведения, — здоровые и твёрдые социальные правила и нормы, соблюдение которых постоянно и твёрдо поддерживается.

Чтобы стать эффективной, профилактика должна перестать стать профилактикой в нынешнем понимании этого слова. Только возвращение к вечным ценностям и развитие общественной нравственности (пусть — или благодаря — и с участием религиозных институтов) может привести к желаемым заметным результатам.

Хотя средовые подходы становятся всё более употребительными, они более характерны для северной Европы и наиболее заметны в трех областях: запреты на курение и алкогольная политика на национальном уровне, программы по улучшению школьной атмосферы и нравственности и регулирование на местном уровне власти деятельности развлекательных заведений.

erid: erid: