Можно «подправить» льготы. Но лучше выплатить долг » новости Екатеринбурга и УрФО

Можно «подправить» льготы. Но лучше выплатить долг

3-10-2014, 08:00
Можно «подправить» льготы. Но лучше выплатить долг
Фото:

Невыполнение областниками своих финансовых обязательств уничтожит общественный транспорт Екатеринбурга. Вот именно так. Без преувеличений и литературных метафор. Это мнение не только администрации города, которое было высказано не раз и в СМИ, и на межведомственных совещаниях, и на встречах с руководителями региона, но и самих транспортников. А на днях за перевозчиков решила заступиться и Общественная палата Екатеринбурга: в своём обращении к губернатору Свердловской области Евгению КУЙВАШЕВУ члены ОП напомнили о необходимости выполнять соглашение 2009 года — иначе, мол, придётся что-то делать с льготными тарифами для незащищённых слоёв населения. Или сильно поднимать, или отменять вообще. И в том, и в другом случае социального взрыва не избежать.

Первый тревожный звонок по этой теме прозвучал в апреле, когда руководители города, депутаты Екатеринбургской городской Думы и представители муниципальных транспортных предприятий встретились с депутатами областного ЗакСО и с цифрами на руках два часа убеждали «народных избранников» — транспортный коллапс уже вот, «при дверях".

Перевозчики Екатеринбурга, столько лет практически «за спасибо» возившие огромную армию областных и федеральных льготников, оказались на грани полного разорения. Чтобы хотя бы просто выжить (о развитии производства и речи не ведётся), они вынуждены сами залезать в долги, брать у банков многомиллионные кредиты. А банкиры — не горбюджет, песен на тему «завтра отдам, чесслово» не понимают в упор. Их принцип — «Отдавай долг сегодня, или завтра приставы опишут твоё имущество». В результате после расчётов с кредиторами транспортники закономерно остаются в «минусе»: у ЕТТУ естественные убытки за четыре года составили свыше 1 миллиарда 300 миллионов рублей. МОАП в прошлом году недополучил с перевозок льготников 345 миллионов рублей. Екатеринбургский метрополитен в этом году ожидает недостачи почти в 300 миллионов. А такие «дыры» надо чем-то покрывать, иначе в них затянет и сами предприятия. А чем? Либо перекредитованием (тем самым загоняя себя глубже и глубже в долговую яму), либо… правильно, недополученными компенсациями. В этой ситуации уже ЕТТУ и МОАП — в роли кредиторов, а область — в роли должника. Сумма долга — порядка 1,5 миллиарда рублей. В пересчёте на «материю» — два-три полностью обновлённых парка, не говоря уже о полностью погашенных банковских кредитах.

Разумеется, первое, что приходит в голову при ознакомлении с таким фатальным раскладом, — нужна срочная отмена льгот. Пусть пенсионеры, инвалиды, сироты, ветераны армии, чернобыльцы — словом, все те, кто привык кататься в автобусах и трамваях за 6 рублей, платят теперь полную сумму. Но мы же понимаем, что городская администрация на такой вариант не пойдёт. И не только потому, что льготники в ответ перекроют дороги и пойдут мэрию штурмовать, — а ещё и потому, что глобально эта непопулярная мера проблемы не решит. А вот продумать новую систему льготных поездок — очень даже своевременная идея. Можно, конечно, нарисовать новые тарифы кулуарно, а потом поставить горожан перед фактом. Но город решил пойти другим путём: предложить льготникам на выбор несколько вариантов, кому какой удобнее. Пока эти варианты в стадии «проекта», но уже выложены на сайт городской администрации для публичного ознакомления и голосования. В ходе телефонного опроса населения, которое проводится в Екатеринбурге с августа, 70% жителей согласны покупать безлимитный проездной за 750 рублей (либо платить 380 рублей за 25 поездок), менее 8% проголосовали за вариант № 2 (разовые поездки — 21 рубль, безлимитный проездной — 750 рублей), остальные выбрали вариант № 3 (каждая поездка — 16 рублей, безлимитного проездного нет). Ряд участников опроса предлагали действовать более радикально: компенсировать стоимость проезда только тем льготникам, которые реально пользуются общественным транспортом, — а не тратят транспортную компенсацию, скажем, на лекарства или еду.

Это, разумеется, тоже не панацея. Но хоть какой-то шанс некоторое время продержать перевозчиков на плаву и не дать городскому транспорту полностью остановиться. Шанс, сравнимый разве что с «щадящими» методами отказа от курения: мол, с понедельника буду курить не пачку, а только половину. Потом — четверть пачки. А потом — чудо, чудо — незаметно сам для себя брошу. Но нет. Это иллюзия. Любой бывший курильщик подтвердит, что единственный реально работающий способ — бросить сразу. Так и с долгами по компенсациям: можно затыкать дыры в бюджете «заместительной терапией» вроде разовых субсидий и «щадящего» сокращения льгот, но лучше выплатить долг полностью и спать спокойно. Так считает муниципальная власть, так считают транспортники, так считает городская Общественная палата. Нужно вводить областные дотации для общественного транспорта, как это делается в других регионах страны. Чей ещё голос с высокой трибуны должен прозвучать, чтобы пробудить в областниках совесть и сдвинуть этот воз с мёртвой точки — догадаться несложно. Беда в другом: когда этот голос прозвучит — весьма вероятно, заступаться будет уже не за кого. 

erid: erid: