От новелл о бюджете развития области — пшик? » новости Екатеринбурга и УрФО

От новелл о бюджете развития области — пшик?

6-11-2014, 08:00
От новелл о бюджете развития области — пшик?
Фото:

Губернатор Евгений КУЙВАШЕВ внёс в Законодательное собрание области проект закона о бюджете региона на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Документ уже опубликован на сайте Законодательного собрания.

Доходы бюджета запланированы с нарастанием: 174,6 млрд. рублей в 2015 году, 175,9 млрд. в 2016 году и 186,3 млрд. в 2017 году.

Рост, прямо скажем, незначительный, что может говорить о явной неуверенности региональной власти в том, что экономика Среднего Урала, на сегодня пребывающая, за исключением Екатеринбурга, в крутом пике, сможет в обозримом будущем пойти на поправку, а значит, рассчитывать на серьёзные налоговые поступления из провинциальной глубинки не приходится. Да и то: по экспертным оценкам, на сегодня только Екатеринбург и носит звание «донора» областного бюджета — все остальные территории дотационные.

Но что ещё более поражает в бюджетном документе от губернатора, так это поистине несоразмерные доходам предполагаемые траты.

Судите сами. Общие объёмы расходов областной казны зафиксированы в таких цифрах: 2015 год — 203,6 млрд. рублей, 2016 год — 198,7 млрд., 2017 год — снова 203,6 млрд.

Если говорить только о предстоящем годе, то дефицит в 29 млрд. рублей просто-таки фантастический. Эксперты уже говорят об этом как об антирекорде за всю историю бюджетного планирования на Среднем Урале.

При этом важно помнить, какой ценой достигаются даже те доходы облбюджета, что есть, — ценой беспощадного ограбления Екатеринбурга. К примеру, многим памятно, как лишь упрямым и яростным сопротивлением удалось сохранить здравоохранение Екатеринбурга в городском ведении, защитив тем самым от неминуемого растаскивания. Менее известна занятная бюджетная деталь. Здравоохранение у муниципалитетов забирали вместе с бюджетными средствами, необходимыми для его развития, уменьшив на несколько процентов долю НДФЛ, оставляемого в муниципальном бюджете. Екатеринбургу объекты здравоохранения оставили — а вот те самые заветные проценты всё равно забрали. Год назад бюджет города усох сразу на 25%, на 7 миллиардов рублей.

Кризис? Обычные для России-матушки несуразицы? Ничего подобного! Чисто региональная специфика. Точнее, специфика правления конкретного человека. Даже в трудные 1990-е в распоряжении Екатеринбурга оставалось больше собираемых на его территории налогов, чем сейчас! А сегодня, к слову, федеральный законодатель допускает, что в распоряжении муниципального бюджета может оставаться до 40% собранного НДФЛ. И во многих регионах так и обстоит — например, в Новосибирске, нашем давнем сопернике за звание «третьей столицы». Практически во всех регионах страны эта цифра выше.

А когда в области решают уменьшить расходы облбюджета, зачастую делают это за счёт банального нарушения собственных же обещаний. Мыльным пузырём оказалась пресловутая программа «Столица». Нарушены и данные год назад обещания помочь с деньгами в реконструкции ТЮЗа. Теперь их снова обещают, но уже только в 2015—2017 годах.

При этом никакого общественного обсуждения региональные бюджеты не проходят, даже в ЗакСо их норовят протащить бегом, сразу в трёх чтениях, отмахиваясь от возражений и вопросов оппозиции. Не случайно Общественная плата Екатеринбурга намеревается устроить публичное обсуждение бюджета области с привлечением экспертов, специалистов, деятелей науки и практиков бюджетного строительства, чтобы можно было понять, насколько адекватен предлагаемый проект областного бюджета времени и задачам развития города и региона и как региональные власти намереваются исполнять свои обязательства перед муниципалитетами.

«Общественное обсуждение областного бюджета в существующих экономических реалиях является необходимым условием повышения эффективности бюджетного процесса», — считает заместитель председателя Общественной палаты Екатеринбурга Эльвира ГОНЧАРЕНКО.

К слову, надо понимать, что да, есть в проекте губернаторского документа ещё несколько упоминаний о Екатеринбурге — но речь идёт об объектах, находящихся на территории областного центра, которые всё же по отношениям собственности (и бюджетным полномочиям, соответственно) объекты либо регионального, либо федерального значения. Значит, считать это целевыми расходами на городское развитие едва ли правомочно — но у областных законодателей зачастую это знание как бы выпадает из памяти...

Думается, полезно будет областным законодателям знать и то, что Федерация в лице Правительства РФ отчего-то составляет бюджет страны бездефицитным. То есть в Москве понимают, откуда и на что должны пойти деньги, а в нашем регионе этого понимания нет?

И последнее замечание на полях. Почти месяц назад губернатор Свердловской области в своём бюджетном послании Законодательному собранию подчёркивал, что приоритетом на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов остаётся формирование новых стандартов жизни людей, повышение качества жизни на всей территории Среднего Урала. И что необходимо существенно укрепить экономический фундамент социального развития.

Увы, но внесённый губернатором же проект главного финансового свода области не даёт оснований говорить, что база для такого социального рывка сформирована. Больше скажу: областная власть, похоже, по-прежнему намеревается жить за счёт единственной успешной территории региона, но даже у сильного Екатеринбурга при такой бюджетной политике может не хватить запаса прочности.

Но если сдаст назад Екатеринбург, то уж в области точно начнётся крах.

erid: erid: