Битва за право руля » новости Екатеринбурга и УрФО

Битва за право руля

7-11-2014, 08:00
Битва за право руля
Фото:

Долгий путь от курсанта до водителя оставляет самые разные, часто — отвратительные впечатления. Одним непонятно объясняли теоретический курс, вторых не научили ездить, третьим сотрудники ГИБДД, принимающие финальный экзамен, изрядно попортили кровь… Одним словом, в автошколах, как и во всей системе выпуска новоиспечённых автолюбителей, давно следовало бы навести порядок.

Экзамен не только по месту прописки

На это и направлены новые правила подготовки водителей. Они вступили в силу с 11 августа 2014 года (согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»). Но их реальное действие учащиеся автошкол смогут почувствовать в самое ближайшее время...

А с 5 ноября вступило в силу постановление правительства России об изменениях правил получения водительского удостоверения.

Согласно нововведениям, сдавать экзамены на получение прав можно будет в любых подразделениях ГИБДД, вне зависимости от места жительства соискателя. В то же время исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки.

Курсантам по-прежнему предстоит сдавать три экзамена: один теоретический и два практических. Для водителей, не сдавших один из экзаменов с третьего раза, переэкзаменовка может быть назначена не ранее чем через 30 дней.

Кроме того, новые правила увеличили срок действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене, с 3 до 6 месяцев.

Заявление о допуске к экзаменам и выдаче водительского удостоверения может быть подано в электронном виде через портал госуслуг. При этом сдавать экзамены, а также получать водительское удостоверение можно в любых подразделениях Госавтоинспекции, вне зависимости от регистрации по месту жительства.

АвтоМучения

Как только россияне узнали о том, что обучение в автошколах в ближайшее время ужесточится, спешно начали записываться на автокурсы — от принятия нововведений до вступления их в законную силу был целый год.

И это был самый сложный год для всех курсантов: из-за наплыва студентов автошколы бросились набирать в штат дополнительных, не всегда профессиональных инструкторов. А гибэдэдэшники словно с цепи сорвались — превратили экзамен в настоящее испытание, невыполнимую миссию, битву за право руля. Ведь желающих сдать стало больше, а план остался прежним…

Вспоминая учёбу, я до сих пор вздрагиваю. Мне не повезло. В первую очередь с автошколой с многообещающим названием «Авто-профи». Как выяснилось, к выбору автоучителей нужно подходить с особой щепетильностью.

Первые подозрения по поводу качества автокурсов закрались на первых же уроках теории. Молодая девушка-преподавательница читала правила дорожного движения скучно, сухо, монотонно, бегом.

Дидактическим материалом она тоже не злоупотребляла: иногда тыкала указкой в карты со знаками дорожного движения, чертила что-то мелом на доске. Мультимедийная установка в классе была. Но работала ли? Это так и осталось загадкой.

Но это были цветочки. Ещё той ягодкой оказался наш инструктор по вождению. В автошколу Александр пришёл зарабатывать деньги. Точнее — подзарабатывать. Его основная работа проходила на каком-то заводе по графику день — ночь — отсыпной — выходной. Занятия с курсантами, понятное дело, случались в свободное от основной работы время.

Больше всего Александр боялся за свою машину. Поэтому, крича, матерясь и куря одну сигарету за другой, он отчаянно учил нас объезжать ямы и выбоины («Пожалейте машину, Оля»!).

Иногда инструктор засыпал — отсыпался после ночной смены. Иногда увлекался разговорами по телефону (в основном выяснял отношения с супругой). Иногда и вовсе пропадал — по 1—2 недели от него не было ни слуху ни духу. В итоге 25 положенных часов мы выкатывали в экстренном порядке — за 3 недели вместо положенных почти 3 месяцев. Выкатывали-выкатывали, да так и не выкатали…

Наступила пора экзаменов. Теорию и автодром закрыла без проблем, в один приём. А на сдаче в городе застряла надолго. Сказался уровень обучения: каждый раз я узнавала для себя новые вещи, о которых мне, между прочим, должен был рассказать мой автоМучитель на уроках вождения.

Кроме того, казалось, инструктор и гибэдэдэшники устроили мне (и остальным курсантам) испытание на… жадность. Выдержишь — сдашь экзамен сам, рано или поздно сдадут нервы — всегда можно договориться за вознаграждение…

Открытым текстом инструктор предлагал «приобрести лёгкий платный маршрут» (цена вопроса — 5—6 тысяч рублей) ну или, избегая лишней возни, сразу заплатить за готовое водительское удостоверение (20 тысяч рублей — и права в кармане).

Многие начинающие водители действительно предпочитают платить, а не сдавать. И понять их можно. Зачем каждые 10 дней приходить в ГИБДД, потом несколько часов на улице, под дождём или снегом, ждать своей очереди на сдачу, да и при этом не рассчитывать, что этот раз — точно последний? Когда можно просто отдать деньги и забыть, как страшный сон…

Курсантам дадут «автомат»

Система обучения водителей-любителей из года в год претерпевала различные изменения. Последние изменения в правилах оказались наиболее ощутимыми. Заключаются они в следующем:

1. Увеличивается срок обучения в автошколах по самой популярной категории «В». На обучение вождению легкового автомобиля, например, теперь отводится 190 часов (вместо 156), из которых 130 — теория, 56 — практика и 4 — экзамен.

Новые образовательные программы построены модулями: базовый курс — теория (самый продолжительный), практика и экзамен.

Базовый курс обязателен для тех, кто получает права впервые. Он включает в себя 84 часа общих предметов, таких как законодательство в сфере безопасности дорожного движения, изучение ПДД, основ первой помощи, теоретических принципов и правил управления автомобилем.

Причём курс о первой помощи сократили до 16 часов (раньше было 24), а вот психофизические основы деятельности стали отдельным предметом, где будет освещены этические нормы автомобилиста, объяснено, допустим, как вести себя с агрессивным водителем на дороге, как решить дорожный конфликт. Также будет уделено внимание самым незащищённым на дорогах категориями граждан — пешеходам, детям, велосипедистам. Всем обучающимся придётся прослушать курс, который составляет 4 часа, по правилам пассажирских и грузовых перевозок, по нормам охраны труда, по техрегламенту и лицензированию транспортных организаций, по езде с прицепом и т. д.

2. Курсантам дадут право выбора — «автомат» или «механика». Понятно, что тот, кто решит приобрести навыки вождения только на машине с автоматической трансмиссией, получит права с отметкой «АТ», и на «механику» (без обучения) путь ему будет закрыт. «Автоматчики» не сэкономят на деньгах. Да и на времени тоже — срок обучения для них сокращен всего лишь на 2 часа.

Менее «ленивым» курсантам, выбравшим механическую коробку передач, как и раньше, без проблем можно будет пересесть на стального коня с «автоматом».

3. Появится 7 новых категорий прав. Например, А (мотоциклы), М (скутеры и мопеды), B1 (квадроциклы), D1 (микроавтобусы), D1Е (микроавтобусы с прицепом) и т. д. Самый короткий курс предусмотрен для категории «М» — 122 часа, из которых 100 — теория. А самый длительный — это обучение на категорию «D» (отводится 257 часов).

Водитель с правами, пожелавший освоить новую категорию, минует изучение базового блока. Ему будет достаточно пройти обучение по нужной категории.

4. По окончании обучения выпускникам будет выдаваться не свидетельство, а диплом по профессии «Водитель». Другими словами, каждый выпускник автошколы не только сможет сесть за руль персонального автомобиля, но и заниматься этим ремеслом профессионально.

Для того чтобы отправиться в путь по новым правилам, автошколам необходимо: первое — утвердить в ГИБДД новую образовательную программу, второе — пройти процедуру лицензирования.

Выживут сильнейшие. И… щедрые

Раньше требования к автошколам «придумывали» сотрудники структур образования. Пышным цветом расцвели автошколы, которые, не имея достаточной материально-технической базы, по сути, просто продавали свидетельства о прохождении обучения.

Изменится ли что-то со вступлением в силу новых требований? Не факт. Ведь сейчас судьбу автошкол, проходящих лицензирование, вершит самая коррумпированная структура в нашей стране — Госавтоинспекция.

— Появились новые претензии к материально-технической базе автошколы: в классе должны быть наглядные пособия, аптечки для демонстрации, мульти- и медиапроигрыватели и многое другое, — поясняет руководитель образовательного центра «Гений» Андрей ХОХЛОВ. — Но самые строгие критерии предъявляются теперь к учебным площадкам. Автодром школы должен быть ограждён забором, хорошо освещён, а ещё оборудован перекрёстком — (регулируемым или нерегулируемым).

Автодромам уделили особое внимание. По словам руководителя автошколы, земельный участок, предназначенный для практических занятий, должен составлять не менее 25 соток. Не обязательно он должен быть личным имуществом автошколы, допускается и аренда. Но опять же будет учитываться, сколько ещё организаций здесь занимается. Согласно новым требованиям, на одном автодроме должно курсировать не более 20 машин. Конечно, не одновременно, а по очереди.

— Для екатеринбургских автошкол соответствие новым требованиям к площадке для занятий станет самым сложным испытанием, — комментирует руководитель автошколы «Автовек» Игорь ЧЕПЧУГОВ. — Скорее всего, выдержат его только организации, давно работающие на рынке автообразовательных услуг…

Или — автошколы, которые не поскупятся. Заплатят столько, сколько попросят «вершители судеб». Сложно поверить, что автоинспекторы, известные своей лояльностью к тем, кто им платит, при вынесении вердикта «жить или закрыться» очередной автошколе не дадут им шанс… За определённую плату.

Так что в этой битве за право руля выиграют не только самые сильные, но и самые щедрые, платёжеспособные автошколы. А значит, велика вероятность, что всё останется как было: нас будут учить (точнее, недоучивать) ездить те же непрофессиональные инструкторы, зарабатывающие на пересдатчиках, а экзамены будут принимать те же коррумпированные сотрудники Госавтоинспекции, превратившие процесс получения водительских удостоверений в прибыльный масштабный бизнес…

Цифры и факты

По последним сообщениям СМИ, ссылающимся на отделение пропаганды УГИБДД по Свердловской области, из 324 региональных автошкол только 223 учебных заведения подали заявки на лицензирование. Всего лишь около 30 получили положительную оценку и могут набирать курсантов, чтобы обучать их уже по новым образовательным программам.

erid: erid: