Без детей «и других вредных привычек» » новости Екатеринбурга и УрФО

Без детей «и других вредных привычек»

29-11-2014, 08:00
Без детей «и других вредных привычек»
Фото:

18+ Объявление об ищущей квартиру семье «без детей и других вредных привычек» я нашла в открытой интернет-группе, посвящённой чайлдфри, или людям, свободным от детей. В 2013 году известная социальная сеть по требованию прокуратуры закрыла группы, проповедующие философию бездетности. Но они появились вновь. Именно там, на просторах Интернета, мы и познакомились с 46-летней Татьяной (фамилию женщина попросила не называть), которая никогда не получала поздравления с Днём матери. И, видимо, уже не получит. Самое главное — её это абсолютно устраивает.

Невыносимы, затратны, непредсказуемы…

Принято считать, что материнский инстинкт обусловлен в представительницах прекрасного пола генетически. Только родив, женщина становится полноценной. Несмотря на свободу слова, выбора и действий, каждая из нас, достигая определённого возраста (некогда это было 20 лет, сейчас — 25—30), всё чаще и чаще слышит от окружающих вопрос: «Ну когда ты уже родишь?» И не каждая умеет на него достойно ответить.

— До 35 я говорила: «Мне ещё рано», теперь отвечаю, что уже поздно, — рассказывает Татьяна.

В детстве у неё было всё, что нужно ребёнку: любящие мама и папа, игрушки и книжки, походы в музеи и театры… Тем не менее, повзрослев, Таня с тоской начала думать о том, что придётся выходить замуж и рожать.

— Я ощущала примерно то же самое, что и Дюймовочка, когда ей объявили, что она станет женой крота и навсегда распрощается с солнцем, — вспоминает Татьяна. — Детей я всегда избегала. Не понимала, почему они кричат как ненормальные и бегают, ломая всё вокруг. Даже в детстве предпочитала играть одна. Уже повзрослев, сформулировала причины нежелания рожать более конкретно: беременность и роды болезненны, детский плач — невыносим, выращивание ребёнка — затратно, а результат всегда непредсказуем.

Родители Татьяны предоставили дочери право выбора, тем самым обеспечив себе, по словам собеседницы, «спокойную старость без дополнительных нагрузок». Повезло ей и с гражданским супругом: за 25 лет отношений он ни разу не поднял «детскую тему» (возможно, потому, что у него уже есть ребёнок от первого брака?) А ещё Татьяна рада, что может посвящать всё свободное от работы время хобби: танцам, рисованию, флористике, отдыху на природе… Это у «детных» никогда не бывает отпусков.

— Понимаете, сознательная бездетность — это не выбор: никто специально не сидит и не выбирает: рожать или не рожать. Настоящие чайлдфри об этом просто не думают, ибо дети не попадают в сферу их интересов. Они просто отсутствуют на шкале приоритетов, — поясняет Татьяна. — При этом большинство из нас, как правило, довольно спокойно относится к семьям с детьми в отличие от многих мам, которые заходят в наши группы с призывом «освободить Землю от биомусора». Конечно, невоспитанные дети и наглые мамаши раздражают. Также я совершенно не воспринимаю грудных младенцев: от их ора хочется спрятаться. А дети с 2—3 лет уже похожи на людей, с ними можно общаться. И я, педагог, это делаю. К ученикам отношусь ровно, уважительно. Мне нравится учить их тому, что умею сама. А разговоров «за жизнь» с высказыванием своей точки зрения по этому вопросу никогда не веду: не их ума дело, а в мои профессиональные обязанности это не входит. Я в ладу с собой. И очень этому рада.

От нежелания к ненависти

По словам психолога, гештальт-терапевта и психодраматерапевта Марии ЛИБЕРМАН, можно выделить три категории бездетных: «чайлдлесс», «чайлдфри» и «чайлдхейтер».

Чайлдлесс (в переводе с анг. «бездетные») — это люди, которые вроде бы и не против детей, гипотетически даже собираются их завести, но всё откладывают и откладывают, — отмечает Мария. — То сначала учёбу закончу, то работу сменю, то ипотеку выплачу и т. п. Этих причин может быть великое множество. И порой за ними скрывается нежелание иметь детей, непризнанное или неосознанное. Но, как правило, представители этой категории рано или поздно заводят детей. Часть — по собственному желанию, а часть — под давлением окружения.

Вторая категория — это собственно чайлдфри («свободные от детей»), закрывшие для себя вопрос с детьми. Они не делают поправки на «может быть».

— Чайлдфри вполне могут испытывать чувство умиления при виде забавного малыша. Просто не хотят завести такого малыша себе. Эти люди делают выбор в пользу личной свободы, ведь никто не станет спорить о том, что дети требуют больших вложений — сил, времени, да и денег. И каждый имеет право выбрать, на что хочет потратить эти силы, время и деньги, — считает психолог. — Для кого-то это дети, а для кого-то — нет.

Но если чайлдфри слишком часто слышат набивший оскомину вопрос: «Когда?», они могут перейти в категорию «чайлдхейтеры» («детоненавистники»).

В отличие от людей, выбирающих жизнь без детей, но уважающих выбор тех, кто предпочёл стать родителями, чайлдхейтеры агрессивны и неадекватны в суждениях. Они ненавидят. То есть направляют свои силы и энергию на «детскую тему» так же активно, как и адепты обязательного размножения, только со знаком «минус». Чайлдхейтеры негативно высказываются о детях и родителях, кричат о перенаселении и мечтают о принудительной стерилизации.

— Частично в этом виновато всё наше общество. Чрезмерное давление на человека, который почему-то не хочет детей, вызывает сопротивление, которое, усиливаясь, может принять неадекватные формы. Это одна причина. Вторая — внутреннее давление. В его основе может лежать внутриличностный конфликт между «хочу ребёнка» и «не хочу стать одним из ЭТИХ!». Тогда внутренняя борьба переносится во внешний мир, — поясняет Мария.

Исправлять или нет?

Принято считать, что желание рожать напрочь отбивают некие детские травмы. Например, необходимость в юном возрасте возиться с большим числом братьев и сестёр.

— На самом деле женщины, которые выросли в многодетных семьях, при условии, что там были достаточно хорошие отношения, не имеют особых проблем с детьми — для них это естественно и привычно, — отмечает семейный психолог Юлия БУЙЛОВА. — Намного чаще чайлдфри становятся женщины, которые были единственными детьми, или те, что обрели брата или сестру с разницей в 7 и более лет. Все они отличаются определённым нарциссизмом: для них появление ребёнка автоматически означает переключение на него всеобщего внимания. Непросто приходится воспитанникам детдомов — у них очень сложное представление о семье как таковой. Но чаще всего к философии чайлдфри приводят болезненные отношения к собственной матерью: из-за этого повзрослевшей дочери трудно примерить на себя эту же роль.

Но детская травма — лишь одна из причин. Кто-то просто хочет жить в своё удовольствие, для кого-то место ребёнка в жизни занимают другие «детища» — творческие проекты, кому-то проще «не хотеть», чем смириться с невозможностью завести детей по медицинским причинам. Достаточно часто можно встретить женщин без детей, но с «большой семьёй»: заведующих детскими садами, директоров школ и т. д. Причин много, а потому и ответ на вопрос «лечить или не лечить?» не может быть однозначен.

В частности, Юлия Буйлова советует обращаться к специалисту только в том случае, если женщину, называющую себя «чайлдфри», ранят вопросы на тему бездетности или она не может договориться со своим партнёром (он хочет детей, а она — нет).

— Это может быть чревато различными личностными проблемами или проблемами в отношениях. Но если желание «не рожать» не причиняет женщине дискомфорта — «лечить» тут особо нечего, — уверена Юлия. — К тому же мировосприятие может с течением времени поменяться. Сейчас медицина на таком высоком уровне, что даёт шанс на рождение детей по достижении 35 и даже 40 лет.

А Мария Либерман рекомендует консультацию психотерапевта чайлдхейтерам. Но не ради того, чтобы исправиться, а для того, чтобы понять, почему эта тема для них так болезненна, и, что называется, «снизить градус». Ведь им приходится жить в мире, в котором преобладают дети и их родители.

И это, наверное, к счастью…

К слову


Диаграмма: Виктория ЛЕОНТЬЕВА.
erid: erid: