Чтоб ночью по тайге босиком не ходить » новости Екатеринбурга и УрФО

Чтоб ночью по тайге босиком не ходить

30-01-2015, 08:00
Чтоб ночью по тайге босиком не ходить
Фото:

О том, что существует Стратегический план Екатеринбурга, слышали многие горожане, но вряд ли большинство не сочло за труд ознакомится с этим многостраничным документом, вникнуть в его логику. И журналисты за редким исключением тоже.

На прошлой неделе, 21 января, в администрации уральской столицы (пр. Ленина, 24а) состоялось заседание Программного совета по актуализации некоторых проектов в стратегическом планировании. Мы писали об этом в материале «Путь к статусу мирового города» в номере за 22 января. Тогда заместитель главы администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ пообещал провести специальный семинар и ознакомить пишущую и снимающую братию со Стратегическим планом более подробно. В среду, 28 января, для работников СМИ он озвучил факты, которые дали старт разработке Стратегического плана города, пояснил, как формируются составы Координационного и Программного советов и в чём особенности реализации стратегических проектов в новых экономических условиях.

Разговор был разделён на три части. Первую можно назвать…

…Путь достижений

За точку отсчёта примем 2003 год, когда Стратегический план принимался. Но наперёд два слова скажем о главной тенденции документа.

— При социализме вначале решали построить завод, потом искали туда рабочую силу и только затем думали, как этих людей обеспечить жизненной инфраструктурой, — припомнил Александр Высокинский. — Глава города Аркадий Михайлович ЧЕРНЕЦКИЙ, нацеливая нас на разработку стратегии, предложил вначале подумать о повышении качества жизни человека. Поэтому мы перевернули пирамиду: в первую очередь нужно обеспечить потребности человека, потом принимать управленческие решения, и лишь затем приступать к строительству объектов. Строительство объектов становилось инструментом, а не целью стратегии…

Далее он привёл цифры. Например, рост товарооборота. В 2003-м он в Екатеринбурге составлял чуть больше 100 млрд. рублей, в 2006-м стал 201,6 млрд. рублей, в 2010-м — 450,7, в 2013-м — 677 млрд. рублей.

— Нас не понимали, нас ругали, что мы «отошли от промышленности» и строим торговые центры. Нет, мы не отошли, мы просто рядом с промышленностью построили новую экономику мегаполиса. Диверсифицировали её. Это позволило нам в периоды кризисов спокойно перераспределять высвободившуюся рабочую силу и переносить в тяжёлые времена упор с одного вида деятельности на другой, не теряя доходности бюджета, — рассказывал замглавы.

То есть торговля — это не только налоги в городскую казну, но рабочие места и привлечение в город дополнительных денег, потому что в мощные торговые центры едут со всех концов области и из соседних областей, чтобы купить всё в одном месте, плюс культурно отдохнуть при этом. Александр Высокинский на графике наглядно показал, как росли инвестиции в основной капитал, а это один из основных показателей развития бизнеса на конкретной территории. Мы очень любим сравнивать Екатеринбург с Новосибирском, но здесь он от нас отстал далеко: Екатеринбург дал цифру роста в 104,9 млрд. рублей, а Новосибирск — 89,2.

Развитие социальных сфер ведёт и к росту средней заработной платы: 2006 год — 13,8 тыс. рублей; 2010 год — 26,09; 2013 год — 31,1 тыс. рублей. Новосибирск в 2013 году нас немного обогнал — 33,1 тыс. рублей, но Казань, получившая большие бюджетные инвестиции в развитие, отстала — 29,8 тыс. рублей.

Наверное, достаточно цифр. Хотя социально-экономическое состояние уральской столицы мониторится по 1 400 показателям, которые, если графики накладывать друг на друга, дают полную картину развития мегаполиса.

Посмотреть за горизонт

Как можно знать, что будет в городе через 10—15 лет? Незачем фантазировать, предсказания не метод научных исследований. Чтобы разработать Стратегический план, мэрия в 2002—2003 годах привлекла к участию четыре силы: науку, бизнес, чиновников и общественность. И первое слово предоставила учёным.

«Не нужно ночью по тайге босиком ходить», — заметил Александр Высокинский.

Посчитали, свели статистику в графики, сразу увидели основные тенденции развития экономики, и стало ясно, какие направления в деятельности администрации Екатеринбурга станут приоритетными и опередят время.

— Непродуманность и непоследовательность реформ всегда измеряется безвременно потерянными человеческими жизнями, — заявил Александр Высокинский, демонстрируя кривые графиков рождаемости и смертности в Екатеринбурге за последние 25 лет. — Когда мы с бывшим руководителем городского управления здравоохранения Александром ПРУДКОВЫМ стали говорить о программе «Здоровый город», он задал направления: здоровье детей, профилактика социально значимых заболеваний (сердечно-сосудистые и онкологические), развитие скорой помощи при травмах. Профилактические осмотры мы начали в обязательном порядке проводить задолго до национального проекта «Здоровье». Это позволило уменьшить смертность. Забота о здоровье матерей и детей позволила поднять планку рождаемости.

Результат? За последние 4 года Екатеринбург имеет устойчивое превышение рождаемости над смертностью. В 2014 году — почти 4 тысячи человек. Вот что значит стратегия, которая ориентирована на человека.

Сейчас, как и в 2003 году, Стратегический план — это 8 главных направлений, которые разбиты на 27 программ, а те, в свою очередь, — на 75 стратегических проектов.

— Мы по-прежнему уверены, что стратегия не должна меняться каждые 5 лет. Горизонт планирования должен составлять 10—15 лет, но проекты плана должны быть гибкими, их следует актуализировать исходя из направлений общефедеральной политики, экономических возможностей, — разъяснял журналистам Александр Высокинский. — За каждое направление, за каждую программу и каждый проект у нас есть ответственный человек, с которого спросят за достигнутые показатели. Поэтому Координационный совет и Программный совет — это постоянно работающие органы в системе стратегического планирования. Глава администрации города Александр ЯКОБ регулярно напоминает своим заместителям, чтобы за решением тактических задач не были забыты генеральные направления развития Екатеринбурга. Нужно продолжать работать на благо горожан, последовательно выполняя принятые решения.

Про детсады и объединение

Журналисты — мастера задавать вопросы, но и Александр Высокинский за словом в карман не полезет. Он занимается городской экономикой уже 20 лет, ему незачем бумажки, сам ходячий справочник. В частности, был задан вопрос о детских садиках: мол, смог бы Екатеринбург без помощи финансирования области столько их построить?

— Во времена СССР в Екатеринбурге работал 601 детский сад, и только 100 были городскими, остальные — ведомственными. С наступлением приватизации предприятия и организации стали распродавать имущество, в том числе и садики, отдавать их за долги в распоряжение федеральных структур — налоговой инспекции, таможни, прокуратуры, милиции. Это я к бытующим разговорам, что Чернецкий, мол, все садики распродал. Сегодня в Екатеринбурге 350 детских садов. Остальные здания всё так же находятся не в нашем ведении. Они передаются, но процесс идёт медленно, — ответил замглавы. — По поводу областного финансирования. У меня есть цифры, говорящие о том, что областная доля не столь велика. Деньги на программу даёт Федерация, а область их передаёт нам, но это я считаю прекрасным примером, когда объединёнными усилиями мы можем решать сложные задачи.

Прозвучал вопрос о создании агломерации «Большой Екатеринбург» и про объединение с Челябинском.

— Смотря о каком виде объединения говорить, — ответил Александр Высокинский. — Форм объединения много. Уже сейчас экономическое де-факто существует. Прямое объединение близлежащих городов с Екатеринбургом не принесёт каких-либо инвестиций со стороны Федерации. Но, на мой взгляд, за счёт объединения агломерация могла бы «потянуть» гораздо более крупные инвестиционные проекты, чем сегодня. Что касается агломерации с Челябинском, то в СССР существовал Уральский промышленный узел: Пермь, Екатеринбург, Челябинск, где производилось всё — от иголок до космических кораблей. Сама логика развития ведёт нас к возобновлению такого сотрудничества. И пусть агломерация по факту состоится через 50 лет, но говорить о ней надо уже сегодня и готовить предпосылки надо сегодня. Не нужно соревноваться, нужно объединяться.

erid: erid: