Деньги пенсионеров — не спасательный круг для Минфина » новости Екатеринбурга и УрФО

Деньги пенсионеров — не спасательный круг для Минфина

12-02-2015, 08:00
Деньги пенсионеров — не спасательный круг для Минфина
Фото:

Когда в верхах то и дело повторяют, что такая-то непопулярная мера принята не будет, даже записные оптимисты потихоньку начинают готовиться к худшему. На такие мысли, в частности, наводит регулярно всплывающая тема повышения пенсионного возраста россиян и невыплаты базовой части пенсий работающим пенсионерам.

Министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ заговаривал об этом ещё в прошлом году, когда слова «кризис» и «антикризисные меры» не звучали так часто и повсеместно. Премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ тогда заверил жителей страны, что предложения главы Минфина приняты не будут. Недавно Силуанов при поддержке главы Минэкономразвития Алексея УЛЮКАЕВА вновь вернулся к разговору об этом. На его слова пресс-секретарь вице-премьера Ольги ГОЛОДЕЦ Алексей ЛЕВЧЕНКО заявил, что повышать пенсионный возраст и лишать трудящихся пенсионеров части их законных выплат никто не будет — по крайней мере в ближайшие годы. Но настойчивость, с которой возникают такие предложения, не может не беспокоить.

К сожалению, приходится признать, что повышение пенсионного возраста — дело неизбежное, и установление такого положения вещей — просто вопрос времени. Причина этого даже не в кризисе и не в нехватке бюджетных средств. Всё проще, объективней, глобальней и неприятней: население в России, как и во многих других странах, стареет. Уже сегодня каждому восьмому россиянину больше 65 лет. Это 13% от общей численности жителей России, а по международным критериям население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По статистическим данным, на начало нынешнего года в нашей стране насчитывалось 39 миллионов пенсионеров — почти треть от общего числа граждан России. Их число ежегодно увеличивается на 400 тысяч человек. Эксперты вычислили, что к 2035 году количество работающих россиян сравняется с числом пенсионеров. При таком раскладе пенсионный фонд просто не сможет в должной мере пополняться за счёт налогов, которые платят работающие, так что от повышения возраста выхода на пенсию никуда не деться.

Но до даты установления печального баланса ещё 20 лет, а дыр в бюджете полно уже сегодня, и залатать их за счёт пенсионеров кажется министрам удачной идеей.

На Среднем Урале статистика в ладу с общероссийской: по информации областного министерства здравоохранения, у нас проживает около 1,3 миллиона человек пенсионного возраста, то есть порядка 30% населения области. Примерно 400 тысяч из них работают. Что станет с этими людьми, если предложение главы Минфина всё-таки будет принято и для работающих пенсионеров отменят выплату базовой части пенсии?

В настоящий момент средний размер пенсий по стране не превышает 12 000 рублей. Руководитель пенсионного фонда Российской Федерации Антон ДРОЗДОВ сообщил, что в течение года пенсионные выплаты планируется проиндексировать на 9,8%. Но что добавит индексация, то съест инфляция. Вычтем из средней пенсии коммунальные платежи, примем во внимание необходимые траты на лекарства — что получится в итоге? То, что без поддержки родственников или без работы пенсионеру просто не выжить.

Если человек, начавший получать пенсию, не остаётся на прежнем месте работы, а ищет другую возможность трудоустройства, на высокие заработки ему рассчитывать нечего. Пожилым людям, как правило, предлагают труд, при котором заработная плата сопоставима с пенсией. Невыплата базовой части пенсии приведёт к тому, что человек окажется перед выбором: тратить силы и время, трудясь за гроши, или отдыхать примерно за ту же сумму. Результат такого выбора в подавляющем большинстве случаев предсказуем.

Чего лишится наше общество вместе с работающими пенсионерами? Во-первых, оголится традиционная «бабушкина» сфера занятости. Людей непенсионного возраста крайне редко заманишь на «суперпрестижные» вакансии гардеробщиц, вахтёров, нянечек и консьержек. Во-вторых — и это куда существенней — со своих рабочих мест уйдут наставники молодых. В мегаполисах, подобных Екатеринбургу, немалое число работающих пенсионеров задействовано в системе высшего образования и в науке — в отраслях, где рядовые специалисты, увы, не могут похвастаться высоким уровнем доходов, так что удержать их на местах при уменьшившихся финансах смогут только энтузиазм и большая личная ответственность. Оставят работу пожилые сотрудники промышленных предприятий, в силу возраста начавшие заниматься менее сложным, чем прежде, трудом, но располагающие огромным опытом. В сельской же местности, скорее всего, станет меньше школьных педагогов — ведь свежедипломированная молодёжь не рвётся в глубинку учить детей, и этим приходится заниматься людям возраста 60+.

Лишение работающих пенсионеров базовой части пенсии несёт и финансовый риск для экономики страны в целом. Тут можно положиться на эксперта — уже упомянутого Антона Дроздова. Он считает, что организации, которым не обойтись без пожилых сотрудников, предпочтут оплачивать труд пенсионеров «по-чёрному», вовсе не оформляя их на работу, выдавая зарплату в конвертах. Само собой, финансово ущемлённые пенсионеры охотно согласятся на уход «в тень». В итоге старики-теневики, не платящие налоги, нанесут урон муниципальным, региональным и федеральному бюджетам. Так что и на выплаты пенсий следующему поколению пенсионеров будет приходиться куда меньше средств.

По счастью, идеи министра финансов Силуанова не нашли поддержки в российском правительстве и не были включены в антикризисный план, разработанный федеральными властями. Но желание Минфина поправить финансовые дела за счёт пенсионеров, самой быстрорастущей части российского населения, вряд ли угасло, и при ухудшении экономической ситуации в стране мы, несомненно, ещё не раз столкнёмся с подобными предложениями. А если учесть, что пенсионеры — и самая безответная часть населения, такие предложения иначе как безнравственные не расценишь. Отнять у стариков деньги, которые они честно заработали, — это не спасательный круг для экономики, это камень на шее авторов подобных инициатив.

erid: erid: