Схватив бы за руку, спросить: «Где наши деньги?» » новости Екатеринбурга и УрФО

Схватив бы за руку, спросить: «Где наши деньги?»

19-05-2015, 08:00
Схватив бы за руку, спросить: «Где наши деньги?»
Фото:

В Екатеринбурге стартовал дорожный ремонт — согласно графику и вопреки устоявшемуся в народе мнению, что деньги решают всё. Например, обещанная областным бюджетом сумма дорожных субсидий — порядка 530 млн. рублей, этого мало, но не будем вспоминать всуе пословицу про шерсти клок — официально утверждена будет лишь в июле, а когда дойдёт до городской казны, даже Павел ГЛОБА сказать затруднится.

В прошлом году, к примеру, деньги в город пришли только в ноябре — так что часть объектов пришлось ремонтировать в ускоренном режиме. Нынче на руках у города всего 250 млн. рублей. Тем не менее в столице Урала давно и список предназначенных к ремонту улиц составлен, и работы по асфальтированию наиболее проблемных участков начались. За первые майские дни дорожные бригады «карточным методом» восстановили асфальт почти на пяти с половиной тысячах квадратных метров дорог и тротуаров, потратив в общей сложности без малого две тысячи тонн асфальтовой смеси. В конце мая администрация Екатеринбурга планирует приступить к ремонту улично-дорожной сети с применением фрезы на 44 объектах — включая как собственно дороги, так и правоповоротные дополнительные полосы и трамвайные переезды.

Цифры, как известно, феномен очень относительный. Мы говорим «порядка сорока объектов, ура» — а в идеале нужно в разы больше. За 2011—2013 годы, к примеру, количество отремонтированных участков дорог составило 200 адресов — а в процентном отношении даже этот объём едва дотягивает до 30% всей городской УДС. Но не будем привередничать: 44 так 44, и на том спасибо. А сколько это будет, если пересчитать на общую площадь? От силы полмиллиона квадратных метров. А нужно в год ремонтировать не менее двух миллионов «квадратов», или примерно одну седьмую часть от всей улично-дорожной сети города. И сделать это без помощи территориального дорожного фонда невозможно и технически, и юридически. А что фонд? А он нынче только 530 млн. может отщипнуть, остальное, как мы знаем, пошло на покрытие областных долгов по кредитам. Получит город эту сумму — обновится дорожное полотно на таких проблемных участках, как Макаровский мост, Билимбаевская, проспект Космонавтов, Шефская, Краснофлотцев, Блюхера, 2-я Новосибирская… Не получит — как говорит в таких случаях интернет-молодёжь, упс.

Нет, конечно, бывает и хуже. Вон Каменск-Уральский, к примеру, из-за хронического недофинансирования дорожной сферы вообще может в скором времени без дорог остаться. Из-за проливных дождей начала мая, говорят, часть каменских магистралей превратилась в… реки. А получит этот город на дорожные нужды из областного кармана сумму, на которую сегодня даже скромный детский садик не построишь, — 70 млн. рублей. Уровень автомобилизации в Каменске, конечно, в разы меньше, чем у нас, но бить машину на ухабах и тонуть в ямах, стирать налысо шипы на гравии, обнажившемся по весне из-под треснувшего асфальта, одинаково больно и каменскому, и екатеринбургскому автовладельцу. А уж калечиться в каком-нибудь глупом ДТП, случившемся на вдрызг раздолбанном участке между Ревдой и Полевским, не только больно, но и опасно для жизни. Только в первом квартале 2015 года согласно статистике ГИБДД в Свердловской области произошло 448 аварий, и почти 70% процентов из них случились из-за плохого качества дорог. А министр транспорта и связи Свердловской области Александр СИДОРЕНКО, отвечая на возмущённые вопросы автовладельцев, даже не стал всё сваливать на погоду и нашествие инопланетян, а честно признался: дело в недофинансировании. Так, в нынешнем году на капремонты дорог регионального значения в облбюджете имеется всего 7,3% от требуемой суммы, на текущие ремонты — всего 23%, на содержание — чуть больше 40%.

И вот на этой «оптимистичной» ноте читателю впору отбросить в сторону калькулятор и вспомнить, что Территориальный дорожный фонд, созданный как раз для того, чтобы эту проблему решать, пополняется за счёт сборов ОБЛАСТНОГО ведения: транспортного налога, налога с продажи авто и топливных акцизов. Плюс немножко — субвенции из федерального бюджета. Иными словами — НАШИ С ВАМИ кровные. Одно из двух: или мы плохо платим налоги, или до дорожного фонда эти налоги просто не доходят. Вспоминается бородатая шутка писателя-сатирика Аркадия АВЕРЧЕНКО: «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги». Только вот смешного в нашей с вами ситуации ох как мало.

Ведь ежели автомобилисты и дальше будут продолжать гробить свои машины о ямы и выбоины — им скоро не за что будет транспортный налог платить. Своих «железных коней» они просто будут бояться выводить на трассу, разбитую вкривь и вкось. А дальше вступает в силу проклятущий «эффект домино»: меньше машин на дороге — меньше бензина водители покупают на АЗС; меньше бензина покупают — меньше акцизных поступлений; меньше поступлений — «худее» облказна, а значит, больше её дефицит. Больше дефицит — больше соблазна у областников погрязнуть в кредитах (и регион вместе с собой ввергнуть в долговую яму). А поскольку у банкиров сейчас и без того нелёгкие времена — их убытки на май 2015 года составили 20 млрд. рублей, в том числе и из-за роста просроченной задолженности от населения, — давать гражданам деньги на приобретение новых машин они будут очень и очень неохотно. А значит, очень скоро область рискует остаться и без дорог, и без автомобилей, и без налоговых поступлений с их реализации. Понимают ли это в Белом доме, когда распределяют бюджетные средства на дорожный ремонт между муниципалитетами, — науке это неизвестно. Равно как и ответ на вопрос «Как можно, имея такую зияющую дыру на «дорожном фронте», клянчить у федерации миллиарды под уже сто раз лопнувший проект «Титановой долины»?

Можно, оказывается, многое — если при этом плевать на судьбу региона и пытаться им управлять, ни бельмеса не смысля в азах экономики. А нам, видимо, остаётся только одно: следить за карманами, из которых непонятно куда утекают наши налоги, и делать правильные выводы.

erid: erid: