Поле инвестиций — блины и балалайки » новости Екатеринбурга и УрФО

Поле инвестиций — блины и балалайки

2-07-2015, 08:00
Поле инвестиций — блины и балалайки
Фото:

Есть логика политической борьбы, а есть просто житейская логика. Пока высокоумные эксперты, нанятые областными властями, думают, какие бы им задать параметры исследования, чтобы Екатеринбург в инвестиционном рейтинге, представленном на суд общественности 26 июня, оказался на 47-м месте среди муниципалитетов региона, мы просто будем загибать пальцы, вначале перечислив объекты, которые составляют основу основ инвестиционной привлекательности. Работающие екатеринбургские промышленные предприятия — УОМЗ, Химмаш, «Турбинка», Уралтрансмаш, НПО «Старт», Компрессорный завод, РТИ, НПО «Автоматика», «Вектор», «Три тройки», чуть-чуть — Уралмаш… Нет, конечно, Ирбит, вошедший в лидеры рейтинга, круче: там был мотоциклетный завод, но разворован, ну, молокозавод ещё работает, однако не будь рядом полутора миллионов жителей уральской столицы, девать продукцию ему было бы некуда. Что ещё есть в Ирбите? Навскидку вспоминается лишь хороший музей да Ирбитская ярмарка, выродившаяся от промышленной биржи к народным гуляньям с блинами и балалайками.

Однако продолжим пальчики загибать. Индустрия гостеприимства настолько же важна для привлечения инвестиций, как и объекты-проекты, куда можно деньги вложить. Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» — один из самых современных в России и продолжает реконструкцию. Гостиниц же в уральской столице, по данным комитета по бытовому обслуживанию населения городской администрации, на 1 января 2015 года насчитывалось 114, мест в них почти 11 000, на любой вкус и кошелёк. Прибавим к этому ещё и 42 хостела, где цена места и вовсе очень демократичная. Нужно деловую встречу провести — практически все гостиницы оборудованы конгресс-холлами. Вечером в ресторан сходить — да, в любой точке города без проблем! Кстати, два слова о конгрессах и фестивалях, как инструменте привлечения инвесторов. Впервые о превращении Екатеринбурга в международный конгрессный центр заговорили в 2007 году на фоне подготовки города к приёму саммитов ШОС и БРИК. В Стратегический план развития тогда внесли соответствующую программу, а к 2009-му в Екатеринбурге построили 10 новых отелей, включая Hyatt Regency. С тех пор в городе проводилось всё больше крупных деловых форумов, саммитов и конгрессов: 360 — в 2011 году, 382 — в 2012-м. В 2013 году их количество превысило пять сотен. Число посетителей также выросло — со 105 тысяч в 2012 году до 155 тысяч человек в 2013-м. В 2014 году в Екатеринбурге состоялось совокупно тоже более 500 крупных конгрессных мероприятий, даже несмотря на разные-всякие экономические санкции. Ну что тут сказать? Тавда, которая по областному рейтингу тоже впереди региона всего, много круче индустрию гостеприимства имеет, туда прямо из «Кольцово» иностранцы так валом и валят, так и валят, аж машин-такси не хватает…

Важно разобраться ещё в одном вопросе: кому нужно вложение инвестиций? Насколько быстро оно даст отдачу? В Екатеринбурге не заморачиваются возведением песочных «Титановых долин», куда четвёртый год бюджетные средства регион вваливает, а резидентов как не было, так и нет. В уральской столице стратегия простая и понятная, как в своё время в Китае — опора на собственные силы. Что даст строительство жилья и торговых площадей? Долгосрочное обеспечение граждан рабочими местами, прогнозируемый доход в бюджет от НДФЛ, рост товарооборота, следовательно, налогооблагаемой базы предприятий торговли, да много ещё чего! Возможно, ещё какой город в области может похвастаться, что по объёму товарооборота он находится в первой пятёрке даже не среди городов-миллионников, а среди областей и республик РФ? Что по вводу жилья в год он чуть уступает лишь Новосибирску, а по вводу в строй нежилых помещений — впереди столицы Урала лишь первопрестольная Москва. Напомним — субъект Федерации.

Может быть, в каком другом городе области зарплаты выше, чем в Екатеринбурге? Отъедем за ЕКАД километров на пять-семь, спросим людей, сколько они получают? Из того же Арамиля половина города в Екатеринбург на работу и на учёбу ездит ежедневно. Сами попробуйте сесть в 102-ю маршрутку где-нибудь на последних остановках в посёлке Большой Исток в час пик — получится не с первого захода, хотя бегают маршрутки часто. А между Екатеринбургом и Верхней Пышмой даже задумали реанимировать железнодорожную ветку, пустить по ней трамвай — настолько востребовано направление утром и вечером. Таким образом, уральская столица для области «вытаскивает» и такой показатель, как уровень безработицы. Но ей за это — 47-е место…

Дальновидность рейтинга определяется двумя народными поговорками: «не пили сук, на котором сидишь» и «после нас хоть потоп». В зеркало смотреть надо: в 2011 году по инвестициям в основной капитал область признавалась 6-й в России, но в 2014-м регион провалился в рейтинге АСИ, оказавшись по результатам анализа на 18-м месте. При двух предыдущих властных командах Свердловская область была донором федерального бюджета. В последние два года мы стали дотационным регионом. Госдолг области растёт, на 1 января он составлял 50 млрд. рублей, а судя по последним поправкам в бюджет, год может завершится с долгом более 71 млрд. рублей — около 50% собственных доходов региона. Это с учётом, что область с городов налогооблагаемую базу собирает как нукеры ясак при монголо-татарском иге. Мол, будет нужно, попросите, дадим. Нужно! На дороги: на правительственной трассе, прямо на отъезде от аэропорта, мост необходимо ремонтировать — стыки на нём заделали так, что получились лежачие полицейские. Гостей к «Иннопрому» по ухабам повезём? Метро нужно!

Озвучив столь низкий инвестиционный рейтинг Екатеринбурга, областная власть сама себя высекла, показав, что не умеет обеспечивать точки роста, фантазиями занимается, бездумно тратит бюджетные деньги на прожекты. Значит, инвесторы поостерегутся иметь дело с командой, у которой ни плана, ни проекта, ни графика развития региона по существу нет. Демагогия одна, да надуманные рейтинги.

erid: erid: