Паводок в сухом остатке » новости Екатеринбурга и УрФО

Паводок в сухом остатке

12-05-2016, 08:00
Паводок в сухом остатке
Фото:

Разрушенные мосты, изуродованные дороги, ушедшие под воду дома и дворы, деревни, превратившиеся в острова… Это не начало романа-антиутопии о постапокалиптическом мире. Это — будничная хроника весны 2016 года в Свердловской области. Хоть СПИЛБЕРГА зови снимать очередной ужастик — «Оскар» за спецэффекты железно обеспечен. Впрочем, «спецэффекты» эти — прямая «заслуга» чиновников правительства Свердловской области и лично губернатора Евгения КУЙВАШЕВА. Точнее — всей системы тотальной безответственности и некомпетентности, сложившейся в регионе в период правления «тюменской команды».

Итак, что имеем (пардон за каламбур) в сухом остатке? Двенадцать низководных мостов, смытых талыми водами, пять региональных автодорог, превратившихся в филиалы венецианских каналов, 224 утонувших дома — и в общей сложности 80 населённых пунктов, отрезанных от «большой земли». Паводок вроде бы уходит, но осадочек, как в анекдоте, остаётся. И дело-то, в общем, не только в ущербе, нанесённом хозяйствам и подворьям. В самом деле, могло быть хуже. Могли, к примеру, погибнуть люди. Спасибо бойцам МЧС и муниципальным органам власти — обошлось без жертв. Но в условиях разрушительной «оптимизации» системы здравоохранения, когда многие посёлки остались без поликлиник и станций «скорой помощи», затопленная дорога автоматически означает «врач не доедет до больного». А если таких вот зон бедствия не одна-две, а восемь десятков?

Среди них значится, к примеру, Махнёвское муниципальное образование, жители которого в апреле лишились и двух мостов, и автотранспортного сообщения с 8 населёнными пунктами. Там ещё до паводка ситуация сложилась аховая: из четырёх машин «скорой помощи» осталось две, из бригады фельдшеров «выжил» только один человек, а до ближайшего населённого пункта — 100 км. Наверное, в апреле почти 3 тысячи человек, проживающих в Махнёвском, «допотопные» времена вспоминали с лёгкой ностальгией: мол, теперь за доктором не просто за сто вёрст, а ещё и вплавь… И каково там соседям, жителям Гаринского ГО? Аналогично им: автодорога «Серов — Сосьва — Гари» затоплена, 42 населённых пункта — в паводковой блокаде. И с медициной у них ещё хуже: здание одной из поликлиник, принадлежащих центральной горбольнице, вывели из ведения областного минздрава и передали мировому суду. На очереди закрытие круглосуточного стационара. Лаборатории в Гарях давно нет, как и «неотложки», самый ближний медицинский центр, куда можно повезти медицинские анализы либо больного с инфарктом или инсультом, — за 160 км, в Серове. А дорогу на Серов, напоминаем, талыми водами перерезало…

И какую зону бедствия ни возьми — в каждой региональные «оптимизаторы» наследили. В Ирбитском МО (наиболее пострадавшем от нынешнего потопа) в посёлке Зайково этой весной также закрыли больницу, а местный детский сад всю зиму фактически не отапливался: котельная старая, а система теплоснабжения такова, что тепло в дошкольное учреждение поступает по остаточному принципу. В Артёмовском, где находится одна из самых ветхих и опасных плотин Среднего Урала, дороги разбиты настолько, что ГАИ-ГИБДД вынуждена была закрыть по ним движение транспорта, в том числе и общественного. В нынешний паводок Артёмовскую плотину решили экстренно укрепить… мешками с песком и глиной. Потому что больше нечем: денег на капитальный ремонт объекта в облбюджете не нашлось. В городском округе Карпинск полностью размыта дорога в районе посёлка Каквинские Печи, и не только потому, что напор и уровень воды оказался слишком велик, но и потому, что дорожный фонд Карпинска и прилегающих территорий считается одним из самых проблемных в области. Проще говоря, дорога давно дышала на ладан, поводок лишь добил её окончательно. Та же картина маслом и в Полевском, где часть городских дорог местные власти просто решили закрыть во избежание кровавых ДТП. Проходит меньше месяца — и Полевской закономерным образом оказывается в списке жертв паводка-2016… В Туринском ГО, где из-за разгулявшегося половодья режим ЧС пришлось продлить до первой недели мая, в прошлом году «областники» ликвидировали сразу 6 деревень. Формально — потому что деревни эти давно обезлюдели. На деле — потому что «нет населённого пункта — нет и статьи расходов». А значит, не нужны на этой территории ни плотины, ни дамбы, ни снегоуборочная техника.

Можно сказать, что паводок не айсберг, а лишь его верхушка. Всё самое интересное, в том числе и для правоохранительных органов, прячется под водой, и нынешняя «большая вода» всего лишь вымыла на поверхность всю бездну разрухи, постигшей регион в последние 4 года. Что-то вроде лакмусовой бумажки либо последнего китайского предупреждения для непонятливых от самой матушки-природы. Очень простого и внятного предупреждения. Не хотите тонуть по весне? Вкладывайте бюджетные деньги в безопасность и инфраструктуру. Ведь представители МЧС ещё зимой предупреждали: из 536 плотин, расположенных на территории Свердловской области, больше половины представляют опасность, потому что нормально не ремонтировались аж с 90-х годов прошлого века. В нынешнем году на приведение гидротехнических сооружений Свердловской области в относительный порядок власти еле-еле наскребли 195 миллионов рублей. Из 12 миллиардов, лежащих в кубышке Территориального дорожного фонда, на ремонт и содержание муниципальных дорог областники планируют освоить всего 20% суммы. На строительство и реконструкцию региональных направят 411,5 миллиона рублей (то есть втрое меньше, чем ежегодно требуется одному только Екатеринбургу на его дорожные дела). А пока жители области вместе с прокурорами гадают, в какую дыру утекли остальные 80%, — регион плавно вступает в сезон лесных пожаров… 

erid: erid: