Поднимется ли МРОТ — и когда и насколько? » новости Екатеринбурга и УрФО

Поднимется ли МРОТ — и когда и насколько?

15-02-2012, 08:00
Поднимется ли МРОТ — и когда и насколько?
Фото:

В течение уже почти месяца не утихают дискуссии вокруг минимального размера оплаты труда (МРОТ). Все сходятся в том, что МРОТ следует повышать; спорят в основном по поводу принципов установления его планки: от каких параметров плясать — от возможностей экономики, когда МРОТ есть величина достаточно условная, или же от социальных потребностей человека, когда минимальная зарплата одновременно становится и мерилом уровня жизни?

Очевидно, что в нынешнем виде МРОТ единица условная — что такое по нашим временам 4 611 рублей (а совсем недавно он был и вовсе 2 300)? К тому же кроме этого МРОТ, используемого для регулирования оплаты труда, есть, как известно, и другая «минималка» — учётная единица для исчисления налогов, сборов, штрафов etc (сегодня она равна 100 рублям). Но если сделать МРОТ величиной социальной и установить его размер на уровне прожиточного минимума (сегодня он в среднем по стране порядка 6 300 рублей), то способен ли бюджет потянуть дополнительные расходы (по прикидкам Министерства здравоохранения и социального развития, на работников бюджетной сферы потребуется дополнительно изыскивать в год 55 млрд. рублей)?

Замминистра ведомства Александр САФОНОВ в конце прошлой недели на пресс-конференции, посвящённой реализации права на труд в современной России, был в прогнозах очень осторожен: когда бюджет достаточно напряжённо сбалансирован на трёхлетний период, необходимо тщательно продумать, каким образом осуществить этот манёвр с МРОТ, заявил он. То есть в принципе Минздравсоцразвития не против его повышения до прожиточного минимума, и даже есть вероятность, что его повысят уже до конца этого года, — но надо чётко определить стратегическую линию в отношении механизма реализации этого предложения.

В самом деле, возможны ведь разные подходы: появление МРОТ, устанавливаемого, скажем, на уровне каждого региона (прожиточный минимум всюду разный); введение почасового МРОТ — последний, например, применяется в большинстве развитых стран. Но решать уже надо. Ведь если пересчитать российский МРОТ по рабочим часам месяца, получится 0,71 евро в час, — в Великобритании, США, Франции он в 10—11 раз больше. Даже в большинстве стран Восточной Европы и бывших наших союзных республик МРОТ больше российского.

Чиновники объясняют, и это их мнение обосновано состоянием нашей экономики, что при «малом» МРОТ удаётся решать проблемы занятости: сдерживать безработицу и снижать уровень задолженности по зарплате. Скажем, сегодня у нас безработных ничуть уже не больше, чем в докризисные времена, а невыплаченных зарплат наберётся не более 2 млрд. рублей — в то время как ещё 7 лет назад было 26 млрд. рублей. Но, с другой стороны, законодатели и министры, надо полагать, прекрасно понимают, что МРОТ должен стать не только инструментом справедливого регулирования трудовых отношений и гарантировать определённую константу в налогооблагаемой базе (уменьшение доли «серой» зарплаты автоматически повышает долю налоговых поступлений в бюджет), но и стимулирующим механизмом для технологических и организационных новаций. То есть повышение расходов на оплату труда вынудит повышать производительность труда за счёт реконструкции производств.

А коль скоро МРОТ как таковой уже давно стал некой расчётной единицей, и многие работодатели этим пользуются, проставляя в ведомости на зарплату его сумму, а остальное выдавая в «конвертах» (чтоб не платить налогов), это обстоятельство в значительной мере криминализует российскую экономику, а бюджет лишается значительных сумм, которых так недостаёт социальному и инфраструктурному развитию страны. Вдобавок ко всему недополучают социальные фонды, пенсионная система, заряженные на солидарную ответственность поколений, — да и персонально каждый работающий фактически теряет в своей будущей пенсии и выплатах по больничным листам. По подсчётам Российского союза промышленников и предпринимателей, до 35% занятого населения работают в неформальном секторе, где трудовые отношения существуют, так сказать, отдельно от трудового законодательства. МРОТ, равный прожиточному минимуму, мог бы помочь и в ликвидации собственно бедности, которая у нас, увы, недопустимо велика. У нас порядка 17 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Борьба с бедностью — как и с непрозрачностью бизнеса и трудовых отношений — объявлена. Премьер Владимир ПУТИН в своих программных статьях в перечне того, что не устраивает его в современном положении дел в России, назвал именно бедность.

erid: erid: