Стоп, каникулы! Как настроить ребёнка на учёбу? » новости Екатеринбурга и УрФО

Стоп, каникулы! Как настроить ребёнка на учёбу?

25-08-2017, 15:19
Стоп, каникулы! Как настроить ребёнка на учёбу?
Фото:

До окончания летних каникул осталось меньше недели. Дети массово возвращаются из загородных лагерей, санаториев, от бабушек с дедушками. А некоторые родители начинают задаваться вопросом: «Как помочь ребёнку настроиться на учебный лад?». Мы переадресовали его учителю начальных классов, нейропсихологу, автору проекта «Дети нашего времени» Ольге БЕЛЯШОВОЙ.

— Ольга Александровна, часто ли вам как учителю, психологу, как, наконец, маме приходилось сталкиваться с «постканикулярным синдромом»?

— На самом деле — нет, не часто. Считаю, что проблема слишком преувеличена.

Думать, что каникулы — это откат назад в развитии, неверно. Летом организм активно работает. Запасается энергией в виде солнечных ванн и витаминов. Крепнет благодаря прогулкам, купанию и подвижным играм. А если ребёнок отдыхал в городском или загородном лагере, путешествовал вместе с родителями по городам и странам, много общался с разными людьми, то он ещё и обогатился новыми знаниями и умениями. То есть с уходом на каникулы кардинального изменения в деятельности школьника не произошло, а значит, и «постканикулярного синдрома» не будет.

К концу лета хорошо отдохнувшие дети, как правило, уже ждут начала учебного года, чтобы повидаться со школьными друзьями и рассказать им о своих приключениях. То есть возвращение в школу для них — это не ситуация стресса, а ситуация обмена впечатлениями. Исключение — дети, которые провели каникулы, уткнувшись в планшет или телевизор. Вот им будет сложнее войти в учебный процесс. У остальных же, а таковых, думается, большинство, переход от отдыха к учёбе не вызовет трудностей. Помочь, возможно, придётся только с организацией режима…

Нейропсихолог Ольга БЕЛЯШОВА. Фото: предоставлено собеседницей.

— Насколько я понимаю, речь о том, чтобы постепенно сдвигать время подъёма и отхода ко сну на более ранние часы?

— Да, именно так. Недели для этого вполне достаточно. Задача родителей за оставшиеся до 1 сентября дни максимально приблизить время отправки ребёнка в постель к девяти-десяти часам вечера, а время подъёма — к семи-восьми часам утра. Важный момент: перед отходом ко сну нужно минимизировать активность любимого чада — этому будут способствовать настольные игры или хороший добрый фильм. Тогда уснуть будет легче.

Советую также в преддверии 1 сентября смещать акцент с «просто игр» на «игры по правилам» — последние помогут организовать и структурировать поведение ребёнка. Всё-таки школа — это в первую очередь правила.

— Доводилось слышать и такую рекомендацию: входить в учебный год постепенно. Первая неделя-две — только школа, а потом уже можно подключать кружки и секции.

— Нагрузку действительно нужно повышать постепенно. Можно, наоборот, начать с занятий в любимом кружке — некоторые досуговые объединения работают круглый год. Допустим, ребёнку очень нравится легоконструирование и робототехника. Если есть такая возможность, в кружок можно вернуться ещё в августе.

— Чем ещё мы, родители, можем помочь детям-школьникам?

— Прежде всего, организацией режима учёбы и отдыха. Важно не переборщить с кружками и студиями. Хорошо, когда дополнительные занятия доставляют удовольствие, но это всё равно нагрузка. Нагрузка для тела и для ума.

Единого норматива по количеству кружков нет. Просто потому, что у нас у всех разный темперамент и запас энергии. Даже если взять взрослых, то кто-то после работы ещё ходит на танцы, в пятницу принимает гостей, в выходные отправляется в поход, а кто-то предпочитает спокойный отдых в кругу семьи. Дети тоже разные, поэтому внимательно присмотритесь к ребёнку. Если он после уроков и кружков бодр и весел и при этом высказывает желание заняться чем-то ещё, можно пойти навстречу. Если же вы начали замечать, что прежде подвижный ребёнок стал вялым и апатичным, начал беспричинно ныть, не дай бог потерял аппетит, срочно снизьте нагрузку.

В случае с девяти- и одиннадцатиклассниками тоже имеет смысл пересмотреть виды деятельности. Возможно, стоит отказаться от одного из кружков в пользу, например, подготовительных курсов. Но в любом случае всё нужно делать с согласия ребёнка. Спросите у него, что ему действительно нравится, а чем он готов пожертвовать.

Ещё очень важно создать дома атмосферу интереса к познавательному процессу, чтобы овладение новыми знаниями и умениями стало для ребёнка чем-то совершенно естественным. Можно, например, начать практиковать просмотры всей семьёй научно-популярных передач с последующим их обсуждением. Или организовать дома клуб любителей исторических книг, шахмат, игры «Что? Где? Когда?» — конечно, с учётом интересов вашего ребёнка. Плюс таких неформальных объединений ещё и в том, что в них могут принимать участие другие школьники: всё-таки детям, особенно подросткам, общение со сверстниками абсолютно необходимо. А если общение связано с познанием, то оно станет логичным продолжением школы.

Не забывайте фиксировать успехи: сегодня ты узнал то-то, научился тому-то. Акцентирование внимания на достижениях способствует повышению мотивации: учёба начинает нравиться.

Помните: ценен каждый день. Чем больше ребёнок находит в нём поводов для удовольствия, тем более насыщенна и интересна его жизнь.

На заметку

Как ещё «вписать» ребёнка в режим будней

  • · Закрыть книгу праздника. Вместе с ребёнком вспомните всё хорошее, что произошло летом, просмотрите сделанные в это время фотографии и, подведя тем самым черту под каникулами, заведите разговор о планах на ближайшие месяцы.
  • · Не торопить и не торопиться. Пусть первая неделя (да-да, целая неделя) пройдёт в состоянии замедленной съёмки. От одного движения до другого — полминуты, зато организм постепенно вернётся к доканикулярному состоянию.
  • · Не требовать слишком многого. Считайте, что ваш ребёнок как бы выздоравливает, и ограничьтесь теми правилами, которые у вас в семье распространяются на подобный период.

— Спокойствие, терпение и внутренний настрой взрослого на рабочий режим помогут ребёнку легче начать учебный процесс, — резюмирует Ольга Беляшова.

erid: erid: