Законы битых стёкол » новости Екатеринбурга и УрФО

Законы битых стёкол

5-09-2012, 08:00
Законы битых стёкол
Фото:

В отпускной поездке я узнал много интересного и актуального. Например, что стоимость оконного стекла вагона — 500 рублей, а работа по его вставке оценивается в 200 рублей. Именно по такому прейскуранту начальник поезда № 336 «Новороссийск — Нижний Тагил» и проводница вагона № 11 истребовали денег с двух в стельку пьяных студентов кулинарного колледжа, которые, будучи выставленными пассажирами за омерзительное поведение из купе, вышли в тамбур и, вылакав там остатки коньяка из лафитника, отыгрались на железнодорожном имуществе. И уже под лихой южный ветерок, ворвавшийся в открытое настежь оконное пространство, продолжали лакировать свои мятежные души пивом.

Следует заметить, что пассажиры ещё в самом начале пути искренне и по-отечески предупреждали юнцов о возможных последствиях начатого ими разгула. Дополнительно ссылались на закон, запретивший с июля с. г. употребление спиртного (в том числе и пива) на железнодорожном транспорте: мол, поймают вас, будете штраф платить — а могут и на ближайшей станции высадить. Однако ссылки на закон не убеждали абсолютно, ибо поездной персонал никакого желания заниматься правоприменением не выказывал — пока под Ростовом-на-Дону их не встревожил звон стекла. Полицейские, которые, как нас уверяют, едут в каждом поезде, в форме либо маскированные цивильными одеждами, так и не прибыли на место происшествия, а потому штраф выписывать было некому, и банкет студентов встал им дороже всего на 350 рэ с брата. Впрочем, и этого хватило: сутки будущие кулинары были тише воды и ниже травы, а перед станцией Канаш, где находится их учебное заведение, даже извинились перед соседями по купе, заверяя, что в рот больше не возьмут горячительного: стыдно быть среди людей свиньёй.

Но если бы тот случай был исключением! Судя по моей августовской поездке двумя разными путями — на юг я ехал поездом № 421 «Екатеринбург — Новороссийск», что следует через Волгоград, — складывается ощущение, что в пределах российских железных дорог о вышеупомянутом законе попросту не слышали. Мало того что можно с собой взять чемодан водки и в пути беспрепятственно принимать на грудь. Столь же беспрепятственно можно приобретать спиртное любой степени крепости и в пути, причём в абсолютно официальных перронных киосках и магазинчиках. Более того, официанты вагонов-ресторанов разносят его по составам — хотя торговать спиртным на вынос запрещено. О реагировании железнодорожного и полицейского персонала уже сказано выше.

Я не ханжа и вовсе не ярый апологет исключительно трезвого образа жизни — но зачем было копья ломать депутатам, сенаторам, премьеру и главе государства, ратуя за здоровье населения, если качество правоприменительной практики таково, что от закона остаются одни только битые осколки? Не вчера открыта истина, что закон, который не исполняют, хуже отсутствия закона — он зарождает неуважение и пренебрежение к правовой системе вообще. Как только граждане начинают рассуждать, что вот этот закон им нравится, он правильный, они его будут исполнять, а вот тот — нет, правовое государство умирает, не успев родиться.

Остаётся лишь вздыхать, что, к примеру, в Израиле полицейские вправе конфисковать алкогольные напитки, имея достаточные подозрения, что распитие будет происходить в общественном месте или в автомобиле, — и они своими полномочиями пользуются! Да, собственно, по всей Западной Европе и в США распивающий спиртное на улице гарантированно нарывается… нет, не на общение с полицейским — на непонимающие и негодующие взгляды окружающих. Кто-то нотацию прочтёт, а кто-то в участок позвонит: мол, тут у нас асоциальный тип завёлся.

Российские же законодатели, кажется, задались целью активно дискредитировать саму идею законодательства. Ведь одна из причин, почему уполномоченные органы не срываются с места претворять новый закон в жизнь — они научены горьким опытом, что завтра всё может перемениться. Ощущать себя дураком неохота никому. Да вот вам наглядный показатель: согласно подготовленной в Госдуме в конце весенней сессии «Статистике законодательного процесса за 2012 год», нижняя палата рассмотрела 388 законопроектов, но из них лишь 153 абсолютно новые; все остальные, надо полагать, — это «законы о законах», то есть правка уже существующих уложений. Понятно, что всего сразу не учтёшь, и жизнь не стоит на месте, но если ситуация выглядит так, как мы и предполагаем — каждый второй законопроект требует последующих дополнений и уточнений, — правового поля в России, когда и законы чёткие и однозначные, и следование им строгое, ждать ещё очень долго.

Вот и опять депутаты выставили себя на посмешище. С 1 сентября в действии закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно его букве под запрет могут попасть не одни только сцены порнографии и откровенного насилия, но и любимые мультфильмы, где герои дерутся, не слушают старших, бездельничают (да хоть бы «Буратино», «Муха-цокотуха», «Ну, погоди!», «Маша и Медведь» etc). И что мы слышим в эти дни от законодателей и представителей исполнительной власти? Что «власти готовы к диалогу с обществом», чтобы «поправить» закон. А ведь тот уже должен всеми неукоснительно соблюдаться…

erid: erid: