Тарифные ножницы ценой в полтора миллиарда » новости Екатеринбурга и УрФО

Тарифные ножницы ценой в полтора миллиарда

28-09-2012, 08:00
Тарифные ножницы ценой в полтора миллиарда
Фото:

Читатели, откликаясь на наши публикации на тему оплаты услуг ЖКХ, справедливо возмущаются, что из-за должников страдают и они, добросовестные плательщики: горячую воду-то отключают порой целыми микрорайонами; кроме того, раз денег недостаёт, энергетики задерживаются с ревизией трубопроводов, ремонты идут по «облегчённой» схеме — фактически в местах, где совсем уж тонко и прорвать может в любую минуту, — так что и пуск тепла становится проблемой, и полной уверенности в том, что до весны система выдержит, нет.

Действительно, суммы задолженности огромные: в среду во время общероссийского селекторного совещания по поводу готовности объектов энергетики и ЖКХ к осенне-зимнему периоду, которое проводил премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ, губернатор Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ доложил, что на данный момент долги за ЖКУ в области составляют 6,5 млрд., из которых 6,1 млрд. — долги населения. (По данным мэрии, долг населения за услуги ЖКХ в Екатеринбурге порядка 2,4 млрд. рублей.) При этом губернатор подчеркнул, что более половины этих долгов судами уже признаны по сути невозможными к взысканию — по словам губернатора, их накопили малоимущие граждане примерно за 12 лет — и в силу того, что решение судов предсказуемо, у организаций нет перспектив и на взыскание остальной половины.

Возмущение законопослушных граждан, которых большинство, но которые становятся, по сути, заложниками безответственного меньшинства квартиросъёмщиков и собственников жилья, понятно; как резонны и их предложения по поводу неотвратимости применения к злостным должникам самых жёстких из прописанных в законодательстве мер. Вплоть до выселения в малометражное жильё, раз нечем платить за услуги ЖКХ в жилье комфортном.

Однако в цепочке продвижения денежных средств за коммунальные услуги от потребителей к поставщикам энергоресурсов есть, оказывается, ещё одна финансовая прореха, сильно влияющая на работоспособность всего сектора ЖКХ. Дело в том, что граждане оплачивают «коммуналку» по тарифам, которые устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ для населения, они ниже рыночных, рост их законодательно ограничен, а юридические лица, поставщики энергоресурсов и снабжающие ими организации, рассчитывают затраты и ведут расчёты меж собой по экономически обоснованным тарифам. Возникает так называемая межтарифная разница, восполнять которую законодатель обязывает бюджет того уровня, который и устанавливает тарифы для населения ниже экономически обоснованных тарифов. Но этого-то и не происходит.

Во всяком случае, в направленной заместителем прокурора области Дмитрием ЧУЛИЧКОВЫМ председателю областного Законодательного Собрания Людмиле БАБУШКИНОЙ информации говорится, что межтарифная разница, которая образуется вследствие того, что Региональная энергетическая комиссия устанавливает тарифы на услуги ЖКХ для населения ниже экономически обоснованного, бюджетом области не компенсируется.

В письме зампрокурора приводится и конкретный пример. В августе ЗАО «Уралсевергаз» прекратило поставки газа на объекты основной теплоснабжающей организации Екатеринбурга — МУП «Екатеринбургэнерго». Основанием для этого стала задолженность указанного предприятия на сумму свыше 500 млн. рублей. Вместе с тем, указывается в письме, согласно информации администрации Екатеринбурга, в результате применения при расчётах с потребителями тарифа, установленного РЭК для МУП «Екатеринбургэнерго», указанное предприятие понесло некомпенсируемые убытки: за 2011 год в размере 294,3 млн. рублей, за первое полугодие 2012 года — 350,1 млн. рублей. В результате данной ситуации плановые расходы предприятия за период 2011—2012 гг. составят 933,5 млн. рублей. А в целом, пишет зампрокурора, убытки по муниципальному образованию «город Екатеринбург», образующиеся в виде межтарифной разницы, превышают 1,5 млрд. рублей в год. Аналогичная ситуация складывается практически во всех муниципальных образованиях региона.

Ссылаясь на решение Конституционного Суда РФ по данному вопросу, прокуратура обратилась к областному парламенту с предложением учесть информацию по ликвидации задолженности в сфере ЖКХ при формировании и принятии бюджета Свердловской области.

В том, что вопрос требует незамедлительного решения, согласны и в областном правительстве, и в депутатском корпусе. По имеющейся у нас информации, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай СМИРНОВ подтвердил, что в случае если РЭК согласится с экономическими расчётами, правительство согласится на компенсацию. При этом он отметил, что считает целесообразным направлять средства областного бюджета на модернизацию сетей с целью минимизировать потери ресурсов и, как следствие, минимизировать долги. Иными словами — не повышать тарифы для населения, а за счёт модернизации снижать реальную стоимость услуг. По мнению депутата Законодательного Собрания области Нафика ФАМИЕВА, по идее, соответствующие средства нужно было предусмотреть уже в бюджете на 2012 год. Так или иначе, нужно вносить изменения в бюджет, чтобы производить соответствующие компенсации, иначе, считает депутат, придётся увеличивать тарифы для населения, а это может привести к росту неплатежей.

erid: erid: