«ЭКСПО» значит «дорόги» » новости Екатеринбурга и УрФО

«ЭКСПО» значит «дорόги»

15-01-2013, 08:00
«ЭКСПО» значит «дорόги»
Фото:

Фраза «В Екатеринбург автомобилей столько же, сколько в Москве» долгое время вызывала у москвичей приступ скепсиса: мол, не может такого быть. И вправду — не может. В Москве живёт людей в несколько раз больше, чем в Екатеринбурге, уровень автомобилизации там весьма высок. Но ведь значимы не столько абсолютные цифры, сколь относительные. Число автомобилей на квадратный километр, на тысячу жителей…

В Екатеринбурге на эту тысячу — 450 автомобилей, то бишь 670 000. Только в прошлом году автосалоны столицы Урала продали автомобилей разных марок на сумму более 15 млрд. рублей, и это не считая сложно поддающихся учёту продаж подержанных автомобилей. В Москве на тысячу жителей — только 400 машин. Наши показатели на квадратный метр дорожного полотна так же впечатляют, поскольку Екатеринбург, ко всему прочему, город очень компактный.

Миллиарды бывают разные

Этим цифрам, безо всякой иронии, стоило бы порадоваться — они демонстрируют и финансовой преуспевание екатеринбуржцев, и их уверенность в завтрашнем дне. На последние деньги машину, согласитесь, не покупают. Нельзя объяснить нашу гиперавтомобилизацию, к слову, и плохой работой общественного транспорта — напротив, Екатеринбург среди российских миллионников в этом аспекте в числе лидеров, здесь сохранили муниципальный транспорт (как ни дико, в других городах этим похвастать не могут), пусть и медленно, но строят метро.


Если город выиграет ЭКСПО, всего за несколько лет будет построена вторая ветка метро... Фото: Екатерина ФОМИНЫХ.

Однако у большинства горожан вместо радости цифры автомобилизации вызывают озабоченность. Слишком уж «достали» всех пробки. Вечно запруженный центр, утром и вечером наглухо забиты основные магистрали, вечером в пятницу из города не выехать, а вечером воскресенья — не въехать… Ко всему прочему, кстати, горожане в среднем ездят гораздо больше, чем жители аналогичных по размеру городов. За последние десятилетия структура экономики города разительно изменилась, значительная доля горожан поменяла место своей работы. В этом секрет нашего благосостояния, но одновременно обыденностью стала ситуация, когда человек живёт на одном конце города, а работает на другом.

Не случайно дорожное строительство стало одним из приоритетов областной программы «Столица». В рамках этой программы всего за 5 лет — с 2013 по 2018 годы — за счёт средств бюджетов всех уровней в Екатеринбурге предстоит построить и реконструировать 18 000 метров улично-дорожной сети, возвести три многоуровневые транспортные развязки и один путепровод, реконструировать 4 моста, произвести массовое обновление подвижного состава общественного транспорта — в общей сложности 36 крупных объектов. Стоимость всех этих работ — порядка 7, 3 млрд. рублей.

Тут стоить пояснить, почему один из самых богатых городов страны не может сам оплачивать свои стройки. Бюджетная система страны построена по простому принципу «сильный помогает слабым». По существующим порядкам, в муниципальный бюджет идет лишь налог на доходы физических лиц, «подоходник». Желающие легко могут подсчитать, сколько будет помножить среднюю месячную зарплату (31 000 рублей) на число месяцев в году и на ставку налога — 13%. Но даже эту сумму нам не оставляют. Муниципальный бюджет кроится не от возможностей, а от неких стандартизированных потребностей, «нормативов бюджетной обеспеченности». В результаты мы имеем лишь 18 000 рублей в год на жителя. Не на дороги, а на все потребности бюджета… Остальное уходит на дотации, на прокорм территорий, которые не в состоянии содержать себя сами даже впроголодь.

Праздник к нам приходит

В последние годы, однако, замаячила перспектива крупных федеральных инвестиций в Екатеринбург. Москва «подтягивает» точечно те города, в которых проходят мероприятия международного значения — предварительно, кстати, добиваясь проведения там этих мероприятий. Первой ласточкой в этом плане стала Казань в 2005 году — там отметили тысячелетие города. Это событие принципиального политического звучания — в общем европейская по укладу жизни страна с размахом отмечала юбилей исламского города. Основные деньги пошли на капстроительство — дороги, мосты, линия метро из пяти станций спортивные сооружения… Всего было потрачено порядка 80 млрд. рублей. Чтобы перевести в текущие цены, надо эту цифру примерно помножить на 2.


...вырастут в разы объёмы ремонта дорог... Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА.

События последних лет: саммит АТЭС в прошлом году во Владивостоке, Универсиада в нынешнем году в той же Казани, зимняя Олимпиада в будущем году в Сочи. Есть в этом событийной списке и Екатеринбург. Уже есть решение о проведении у нас нескольких матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. А в ноябре сего года должно решиться, будет ли у нас проходить всемирная выставка ЭКСПО-2020.

Цена вопроса — несколько десятков миллиардов долларов. То есть сотни миллиардов рублей на подготовку города. Главные образом, его транспортной системы.

Какие возможности приобретает столица Урала при таком раскладе? Да просто фантастические: кроме решения транспортной проблемы — освоение перспективной территории микрорайона ВИЗ-Правобережный, где сегодня лишь несколько домов да болотистые пустоши, реставрация старых и постройка новых зданий, строительство новых гостиниц, очищение и благоустройство парков и водоёмов. А гостиницы — это приток иностранных гостей, среди которых львиную долю составляют потенциальные инвесторы. А инвестиции — это опять же миллиардные отчисления в бюджет.

Роль «гвоздя» сыграет... равнодушие

Казалось бы — зачем об этом лишний раз говорить? Заявка подготовлена и подана. Она как раз сейчас принята к рассмотрению. Решение за экспертами, за представителями сотен государств, обладающих правом голоса. Работа с которыми есть прерогатива российской дипломатии.

Так... да не так. Уже в этом году представители международного бюро выставок прибудут в столицу Урала, чтобы не только убедиться к её потенциальной готовности встретить гостей ЭКСПО, но и провести мониторинг настроений горожан. Ведь небольшой корейский город Йосу, ставший местом проведения тематической всемирной выставки в прошлом году, сумел победить именно благодаря активной поддержке со стороны его жителей. И за время её проведения через павильоны Йосу прошло больше 8 миллионов иностранных гостей — а после завершения выставочных мероприятий город получил третий в стране по размерам и богатству представленных экспонатов океанариум, огромный жилой микрорайон, построенный специально к ЭКСПО, и солидные инвестиции на развитие Йосу до уровня крупнейшего в Южной Корее морского курорта.

Вспомним старый добрый принцип прохождения через стены из фильма «Чародеи»: верить в себя, видеть цель, не замечать препятствий. В любой книге про технологии личностного успеха, коих сегодня издано сотни, твердят всё то же: судьба ласкает того, кто любит и ценит себя. Именно такого берут на работу. Такому дают повышение. За такого выходит замуж первая красавица (причем безотносительно, дали ему повышение или нет!). Такую женщину, в свою очередь, зовут замуж…

Однако что же мы видим в случае с Екатеринбургом? Развращённые (иного слова, увы, не подобрать) стремительным улучшением жизни горожане находят в своем городе всё новые изъяны. Не все, понимаете ли, в нём проблемы решены, не все! А значит, жизнь в нём ужасна. Ещё немного, и озабоченные активисты по очереди будут дежурить в аэропорту, слёзно умоляя иностранных гостей вернуться восвояси, чтобы не потерпеть никаких неудобств. В виртуальном Интернет-общении такое уже сплошь и рядом: стоит заморскому гостю задать дежурный вопрос «что у вас посмотреть, где лучше пообедать?», как тут же налетает толпа доброхотов, которая на все лады твердит: дорогой наш человек, ехай лучше в Москву или в Новосибирск, у нас тут один ужас…


...появится три новых разноуровневых развязки и один путепровод. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Разрыв в восприятии города разителен. Почитаешь самих горожан в Интернет-форумах: жуткий город, где жить — подвиг. Почитаешь в той же сети отзыв гостя-москвича (то бишь человека искушённого и избалованного) — замечательный город, во многих отношениях даже комфортней его малой родины. И питерцы, к слову, то же самое говорят. Екатеринбургские бизнесмены обожают жаловаться на страшные притеснения властей — но каким-то необъяснимым образом Екатеринбург раз за разом получает первые места в национальных рейтингах самых благоприятных для бизнеса мест. Ещё пример: общим местом стали стенания любителей архитектуры и вообще эстетов, что город наш неуклонно погружается в пучину безвкусицы и уродства. И вдруг панорама этого самого «уродливого города» берет первое место в голосовании посетителей специализированного архитектурного сайта.

А уж одна фраза «ЭКСПО-2020» вызывает у активных и всё знающих комментаторов настоящие вспышки злобы. «Никому не нужная трата денег», «у таких выставок нет будущего», «где нам такое проводить». Мелочь? Как сказать. Из мелочей складывается мозаика победы — и не только победы. Вспомним известный детский стих про кузницу, в которой не было гвоздя. Что может сыграть роль этого «гвоздя» — предугадать очень сложно. Что угодно: критическая заметка в газете — мол, очередной «проект века», дорогостоящий и не нужный горожанам (как мы уже выяснили, в реальности это совсем не так). Или скептическая фраза, брошенная представителями общественности на встрече с иностранцами: дескать, какое ЭКСПО, когда в городе столько проблем? Или обычное равнодушие во время уличного опроса: нам ничего не надо, наша хата с краю.

И не будет ничего удивительного, если члены выставочного бюро заявят: да с чего бы нам проводить выставку там, где она мало кому нужна, где люди сами говорят, что их городу такое не потянуть. Вон есть Дубай. Или Измир. Где, разумеется, никакой вам грязи, и все в белых штанах (это мы сиронизировали, если кто не понял). Или Сан-Паулу, где совсем нет преступности.

Кто будет в выигрыше? Да вот те самые нытики. Они получат ещё один аргумент за то, что они живут в самом отвратительном городе на свете: ведь в нём не стали проводить ЭКСПО. Понимаете, есть люди, которым хорошо, когда хорошо. Например, когда пробок нет. А другим людям хорошо, когда плохо, когда есть на что пожаловаться, чем возмущаться. Имейте это в виду, читая в Интернете мнения такого человека или выслушивая его в дружеской компании. Если лично вам хочется, чтобы пробок в городе не было, имейте в виду: он — ваш враг. Самый настоящий. Ему будет хорошо, если вам станет плохо.

А автомобилизация населения, между прочим, к 2020 году достигнет куда более крутых цифр, чем сегодня. Чем это будет грозить нашей улично-дорожной сети — пояснять излишне.

erid: erid: