Потребительское правосудие » новости Екатеринбурга и УрФО

Потребительское правосудие

15-03-2013, 08:00
Потребительское правосудие
Фото:

Сегодня — Всемирный день защиты прав потребителей.

Провозвестником и, по сути, отцом-основателем международного дня защиты потребителей называют американского президента Джона Ф. КЕННЕДИ, который 15 марта 1961 года в своей речи перед Конгрессом США впервые охарактеризовал понятие «потребитель». «Потребители — это все мы, — сказал Кеннеди. — Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение…» И Кеннеди назвал конгрессменам четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Образовавшаяся в том же 1961 году Всемирная организация союзов потребителей — сегодня это Международная Федерация потребительских организаций (МФПО) — дополнила этот перечень ещё четырьмя правами: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав. Впервые же Всемирный день защиты прав потребителей как официальная дата отмечался 15 марта 1983 года; в России его впервые отметили в 1992 году — когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей».

В этом году тему сегодняшнего дня МФПО обозначило как «Потребительское правосудие сегодня».

Проблема тут действительно есть. Как и прежде, потребителям приходится отстаивать свои права. Но в нынешних условиях происходит это зачастую в судах. Да, суды в большинстве случаев встают на сторону потребителя — по данным Союза потребителей России, удовлетворяется порядка 80% исков по поводу нарушения потребительских прав, — однако с исполнением вердиктов судов становится всё хуже. Если в 2006 году исполнялось порядка 85% приговоров судов по таким делам, то в 2011 году — лишь шесть из каждых десяти, в 2012-м и вовсе …41%.

А ведь суммы по искам большие: возмещено в 2012 году ущерба на 455 млн. рублей (из них по суду на 131 млн.) — но ещё почти на полмиллиарда есть решения судов, однако они не исполняются. Так что тема сегодняшнего дня защиты прав потребителей для России более чем актуальна. И обществу приходится настаивать на выработке новых механизмов по защите прав потребителей во многих сферах — финансовых, коммунальных, туристических, перевозок пассажиров и т. д. Но требуя от властей законодательного упорядочения правоотношений, общество должно учиться отстаивать свои права. Если человеку всё равно, как его обслужат, что ему продадут, тут никакой закон не поможет.

Но, конечно, очень многое в установлении цивилизованных потребительских взаимоотношений зависит от власти. И речь не только о законах, нормах и правилах — и даже не о контроле их соблюдения всеми участниками рыночных отношений или пользователей услуг. Полнота реализации прав потребителей напрямую зависит от того, насколько развита конкуренция, обеспечен широкий выбор товаров и услуг. Там, где обширное предложение, где благодаря высокому уровню благосостояния людей поддерживается спрос — там перед потребителем нос-то не задирают. Там потребитель — главный на рынке, он — движитель экономики. Хочешь, чтобы твой бизнес был успешен, — будь любезен, сделай всё, чтобы покупатель продукта или приобретатель услуги остался доволен и тем, как его встретили-проводили, и тем, что он приобрёл-получил. Тогда к тебе обратятся ещё не раз.

Становление многофункциональной экономики, создание тёплого инвестиционного климата, формирование конкурентной среды — вот что должно быть приоритетом в политике муниципальных властей и городского сообщества, если мы хотим достичь высокой удовлетворённости населения товарами и услугами. Так это, помнится, звучало из уст авторов и разработчиков Стратегического плана развития Екатеринбурга 10 лет назад — когда план только ещё утверждали. И надо сказать, что десятилетие это выдалось плодотворным, потому что реализация плана шла именно в этих направлениях. Достаточно сослаться на рост розничного товарооборота: в 2003 году это 80,3 млрд. рублей — по итогам 2012 года 610 млрд. рублей (это почти 20 годовых бюджетов города!); по обеспеченности торговыми площадями мы вообще вышли на первое место в России! Ведущие отечественные и мировые бренды считают уже смыслом своего бизнеса «зайти» в Екатеринбург. Жители города и всей его большой агломерации не нарадуются столь обширной конкуренции: рост цен сдерживается, и с нужным тебе качеством ты можешь легко определиться — выбор богатый.

— А впереди нас ждёт ещё больший размах, — говорит заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию Александр ВЫСОКИНСКИЙ. — К 2020 году, в который, мы рассчитываем, у нас состоится ЭКСПО, сфера услуг прирастёт ещё почти на 3 000 предприятий и организаций; мы планируем, что точек общественного питания станет больше на 530, повысят свою квалификацию до 90 тысяч работников сферы услуг. Для нас важно повысить культуру потребительских отношений, и мы к этому идём. И дело не в том, что на ЭКСПО приедут к нам 40—50 миллионов человек со всей планеты, и нам надо «себя показать» — хотя это для будущих инвестиций тоже нужно, — важно, чтобы мы сами изменились. Чтобы поняли: мы и цивилизация — это одно и то же; а может, мы ещё и «круче»…

erid: erid: