Кому аварии ударят по карману? » новости Екатеринбурга и УрФО

Кому аварии ударят по карману?

16-04-2013, 08:00
Кому аварии ударят по карману?
Фото:

С 1 апреля перевозчикам, которые не застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, грозят крупные штрафы — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Это предусмотрено федеральным законом, который вступил в силу в первый день текущего года. Чем выполнение этого закона обернётся для пассажиров? Об этом речь шла на пресс-конференции, посвящённой автострахованию.

Проезд дорожает не из-за страховки

— Условия законодательства мы выполнили, — говорит директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия САРАНЧУК. — В последнюю треть марта шла колоссальная работа, мы и страховые компании работали денно и нощно. В итоге все члены нашего союза оказались застрахованы. По тем перевозчикам, которые в союз не входят, мы сейчас собираем общую базу данных, которую после передадим в министерство транспорта, чтобы ею пользовались контрольно-надзорные органы. Теперь предстоит работа с пассажирами, их широкое информирование. Необходимо, чтобы люди знали, какие у них есть права и возможности. Мы уже договорились с Южным и Северным автовокзалами о том, чтобы размещать в междугородных и пригородных автобусах информацию о той страховой организации, в которой застрахован данный перевозчик, её адрес и телефон. Это нужно для того, чтобы человек, пострадавший в аварии, или его родственники не тратили в чрезвычайной ситуации время на поиски необходимых сведений. Кроме этого, мы намерены провести кампанию по информированию пассажиров о том, как себя вести, если во время поездки на транспорте случилось несчастье и возник страховой случай. Будем рассказывать и повторять, что человек, получивший травму, обязательно должен обратиться в медицинский пункт, что в зависимости от травм будет устанавливаться степень ущерба, нанесённого здоровью, а это будет определять размер страховой выплаты. Люди должны знать, как получить эти выплаты, что это может сделать как сам пострадавший, так и его родственники. Надо их информировать, как, если человек после травмы попал в больницу, ему быстро получить первую сумму, необходимую для лечения. Всё это должно стать настолько привычным знанием, чтобы пассажиры, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, действовали автоматически.

Лилия САРАНЧУК уверяет, что цена проезда от страховки не вырастет. Фото: Екатерина ТИТОВА.

А как скажется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков на кошельке пассажиров?

— Конечно, суммы, затраченные на страхование, будут закладываться в стоимость проезда, — объясняет Саранчук. — Но прямой связи между проведённым страхованием и незамедлительным повышением тарифов нет. Ведь страхование — отнюдь не главная статья затрат перевозчиков. 40% от этих затрат составляет горючее, и копеечное повышение цен на него обходится куда дороже, чем страховка. Проблема роста стоимости проезда связана именно с тем, что дорожают ГСМ. Ещё 40% затрат — это заработная плата и налоги на неё. Здесь государство не идёт нам навстречу и не соглашается на то, чтобы сделать для регулярного транспорта льготное налогообложение по заработной плате. А такая льгота могла бы дать перевозчикам возможность платить водителям побольше и тем самым помогла бы решить проблему нехватки кадров.

Мошенников плодит закон?

Также на пресс-конференции говорилось об автомошенниках — людях, которые преувеличивают ущерб, полученный в ДТП, или намеренно устраивают аварии, чтобы вытрясти побольше денег из страховых компаний. Представители страхового сообщества нередко на них жалуются, причём, по их данным, мошенники зачастую действуют совместно с сотрудниками ГИБДД. Сами блюстители дорожной безопасности с этим не согласны.

Дмитрий ПАНФИЛОВ не верит, что сотрудники ГИБДД помогают мошенникам. Фото: Екатерина ТИТОВА.

— Сотрудники ГИБДД, прибыв на место ДТП, не могут сказать, было мошенничество это или нет, — заступился за коллег начальник отдела ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД России по Свердловской области Дмитрий ПАНФИЛОВ. — Мы оформляем документы по факту совершённого ДТП, описываем все повреждения и оцениваем каждое ДТП с точки зрения нарушения правил дорожного движения. Учитывая, что в Екатеринбурге в день происходит 150—200 ДТП с материальным ущербом, а на службу в сутки выходит 200 человек личного состава ДПС, нагрузка на сотрудников очень большая. Это мешает заниматься прямой обязанностью — обеспечивать безопасность дорожного движения. Если вам известны факты о причастности наших сотрудников к мошенничествам с ДТП, сообщайте их нам, их расследованием займётся подразделение собственной безопасности.

Дмитрий ГОРБУНОВ говорит, что заявлений об автомошенниках от страховщиков не поступало. Фото: Екатерина ТИТОВА.

— Чтобы было возбуждено уголовное дело, от страховой компании должно поступить заявление, что ей был причинён ущерб, — поддержал заместитель начальника отдела по раскрытию преступлений против собственности управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий ГОРБУНОВ. — В 2012 и 2013 годах обращений по этому факту на территории Свердловской области не зарегистрировано.

Олег ЦЫПУЛИН рассуждает о рисках страховщиков. Фото: Екатерина ТИТОВА.

— Однако граждане очень часто совершают попытки незаконно получить деньги от страховых организаций, — возразил председатель союза страховщиков «Белый соболь» Олег ЦЫПУЛИН. — Риски очень существенные. В 2012 одна из крупных страховых компаний предотвратила мошенничество на 886 миллионов рублей, другая — на 450 миллионов, третья — на 283, и мошенники были привлечены к уголовной ответственности. А что касается фальшивых ДТП, здесь надо различать случаи. Одно дело, когда человек просто доводит до страховщика неверную информацию об обстоятельствах ДТП и характере полученных повреждений. Но есть люди, которые занимаются таким мошенничеством профессионально — они как раз находятся в сговоре с работниками ГИБДД. Это вызывает у страховщиков сложности при расследовании. УВД Свердловской области принимает к рассмотрению такие материалы по экономическим преступлениям, когда ущерб составляет не менее 500 тысяч рублей. Всё остальное расследуется либо участковыми уполномоченными, либо иными службами. Полмиллиона рублей для страховой компании — сумма немалая, но урон, который наносят мелкие, но систематические незаконные получения страховых возмещений, может быть куда больше.

— Здесь есть провокация и со стороны страховщиков, — заметил Панфилов. — Человек приходит в страховую компанию — его посылают в ГИБДД за справкой. И сотрудники ГИБДД, которые не были на месте происшествия и не осматривали транспортное средство, вынуждены оформлять ДТП со слов этого человека. Почему страховщики не решают такие вопросы без обращения в ГИБДД?

Николай ИГОШИН надеется, что закон улучшит положение дел по ОСАГО. Фото: Екатерина ТИТОВА.

— По закону без обращения в ГИБДД могут оформляться только мелкие ДТП с суммой ущерба, не превышающей 25 тысяч рублей, — ответил заместитель генерального директора страховой компании «Северная казна» Николай ИГОШИН. — Но законодатели делают всё возможное, чтобы улучшить положение дел по ОСАГО. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры: если сейчас человек имеет возможность выбирать, обратиться в компанию, где был застрахован виновник ДТП или пойти к страховщику пострадавшего, прийти в ГИБДД или нет, то потом этого выбора не будет. Это убирает лишние проволочки, связанные с тем, что человека будут посылать из одной инстанции в другую. Готовится изменение лимита выплат без обращения в ГИБДД по прямому урегулированию убытков. Если сумма с 25 тысяч рублей будет увеличена до максимально возможной, которая есть в законе, люди, минуя ГИБДД, сразу начнут обращаться в страховые компании, и число автомошенников станет пониже.

erid: erid: