Тяжело же нам будет в ВТО без модернизации… » новости Екатеринбурга и УрФО

Тяжело же нам будет в ВТО без модернизации…

16-05-2013, 08:00
Тяжело же нам будет в ВТО без модернизации…
Фото:

За полгода, прошедшие с официального вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), выявились большие проблемы российского членства в этой структуре, и поневоле задумаешься: а стоило ли с таким вот «багажом» в виде отсталой и однобокой экономики в ВТО вступать?

Такие мысли приходят по прочтении 119-страничного доклада Счётной палаты РФ, посвящённого оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики РФ. Нам не открылась «зелёная» дверь на мировой рынок, нашу продукцию там не особо ждут, даже реки основного нашего экспорта — энергоносителей и запасов недр — рискуют сузиться. Зато импорт широким потоком хлынул в Россию.

Снижение ставок импортных пошлин с 9,5% по промышленным товарам и 13,2% по сельскохозяйственным до 7,3 и 10,8% соответственно (а к 2015 году до 5,9 и 6,9%) неизбежно приводит к тому, что импорт увеличивается. И наша промышленность с сельским хозяйством, которые не в силах конкурировать с ним ни по качеству, ни даже по цене, окончательно хиреют. Потому что чем ниже объёмы производства, тем слабее эффект масштаба, растёт себестоимость, приходится либо ухудшать качество, либо увеличивать цену, и сбыт падает ещё сильнее. Порочный круг замкнулся.

Вот несколько сценариев, которые я бы непременно рассматривал, опираясь на данные доклада Счётной палаты.

Значительное снижение пошлин на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны (с 15% до 5%) может привести к сокращению доли российских компаний на рынке комбайнов до 25—30%, и чтобы этого не допустить, государству придётся производителям сельхозтехники выдавать какие-то компенсации — а это потери бюджета, возможно, сужение социальных расходов. Падение чуть не на треть заградительных пошлин на автомобили облегчает ввоз в Россию подержанных автомобилей старше 7 лет по бросовой цене, что подкосит нашу автомобильную промышленность. Авиапромышленность, судостроение, металлургия, тяжёлое машиностроение, лесная промышленность, фармацевтика, etc — многие сегменты российской экономики попадают в зону риска, и без срочной модернизации тут не обойтись.

Правда, возникает вопрос, а что же делали 18 лет, пока шёл самый долгий в истории ВТО процесс присоединения к ней России? Ведь было бы неверным говорить, что проблемы родились одновременно со вступлением в ВТО. Можно приводить множество цифр, можно сказать одной фразой: уже давно мы экспортируем сырьё, а на вырученные деньги покупаем… всё остальное. При этом нефтедоллары почему-то не идут на обновление производства или создание новых секторов экономики. Добавим, что по индексу глобальной конкурентоспособности, разрабатываемому Всемирным экономическим форумом, по итогам 2011 года Россия заняла 66-е место, опустившись с 63-го в 2010 году.

Так что прирост нашего ВВП — а по расчётам, вступление в ВТО должно дать его рост на 1—4% — будет обеспечиваться, увы, за счёт мировой экономики, продукция которой будет реализовываться на нашем внутреннем рынке, но никак не за счёт экономики отечественной.

Аудиторы Счётной палаты говорят о возможной рецессии отечественной экономики, если её не модернизировать. При этом речь не просто об отдельных сегментах экономики — речь эксперты ведут и о необходимости модернизировать и диверсифицировать экономику субъектов Федерации.

Но в Свердловской области с этим явно проблемы. Недавно в резиденции губернатора прошло совещание по поводу обеспечения продовольственной безопасности, впечатление оставив крайне грустное. Председательствовал на нем вице-губернатор Силин, мало что в Агропроме понимающий и — что гораздо хуже — не осознающий своей некомпетентности. Всё скатилось к трафаретным фразам о важности продовольственной безопасности и «мы должны победить в борьбе за урожай». То есть опять ничего сделано с сельским хозяйством региона не будет. Как и с прочими «хозяйствами».

Да, в статотчётах область выглядит не так уж и плохо, хотя и вылетела из числа доноров федерального бюджета. Однако все положительные показатели «делает» Екатеринбург, которому повезло на команду компетентных управленцев. Тут вам и рост промышленного производства на десятки процентов в год, и товарооборот, и рост числа малых и средних предприятий. Но Екатеринбург — по населению — всего лишь треть региона. Как ни тужится екатеринбуржец, ему не вытянуть на себе еще двух земляков из глубинки. Хуже того, из-за бездумной политики региональной власти стагнация начинается и здесь. Из-за непрерывной бюджетной обираловки городское хозяйство областного центра не соответствует высоким запросам его состоятельных жителей — и те всё чаще уезжают жить в Москву или вообще за границу. А после 17 мая, когда прекратится выделение неразграниченной земли под застройку, рискует рухнуть строительный сектор города, в котором задействовано до 150 тысяч человек, да ещё в несколько раз больше тех, кто косвенно работает на «стройку» в других отраслях.

Аудиторы отчёта подчеркнули, во-первых, что лишь в 20 субъектах Федерации в ходе подготовки к вступлению России в ВТО гармонизировали вовремя региональные законодательства с нормами ВТО — Средний Урал в числе этих субъектов не назван. Как не значится Свердловская область уже и в списке регионов (их на сегодня 12), где доля внешнеторгового оборота в валовом региональном продукте превышает среднероссийское значение (в 2008 году — 32 региона).

erid: erid: