«АБВ»: азбука для вожатых » новости Екатеринбурга и УрФО

«АБВ»: азбука для вожатых

31-08-2013, 08:00
«АБВ»: азбука для вожатых
Фото:

— Учреждение зародилось в 1953 году на углу улиц Малышева и Пушкинской, в двухэтажном здании старинной постройки, — рассказывает директор ДДТ Елена ДЕРЯГИНА. — На первом этаже здания располагался суд, где слушались дела и выносились приговоры. А на втором этаже в это же самое время шли репетиции и занятия коллективов Дома пионеров имени Зои Космодемьянской. Теперь у ДДТ есть собственный «дом», где ежегодно развивают творческие способности и интеллектуальный потенциал около 1,5 тысячи детей. Желаете войти в их число — записывайтесь в клубы и студии Дома детского творчества уже сейчас! Мы ждём вас ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 10.00 до 19.00.

В учреждении более 15 объединений, и каждое по-своему интересно. В этом читатели «Вечёрки» могли убедиться сами, прочитав цикл материалов рубрики «В гостях у творчества». А сегодня мы приглашаем посетить творческое объединение под названием «АБВ».

Мы продолжаем путешествовать по Дому детского творчества ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА, отмечающему в этом году 60 лет (предыдущие выпуски проекта ищите в номерах «ВЕ» за 27 июня, 4, 12, 24, 30 июля, 2, 7, 10, 16, 21, 23, 27 и 29 августа). Пришло время узнать, что скрывается за аббревиатурой из трёх первых букв алфавита.

Высоко сидим, далеко глядим! Надежда СУВОРКОВА со своими подопечными. Фото: архив коллектива.

Всё просто

«АБВ» расшифровывается как «Академия будущих вожатых».

— Проект был реализован в рамках программы «Формирование гражданского самосознания и духовно-нравственных качеств личности в условиях самоуправления», — рассказывает директор Дома детского творчества Ленинского района Елена ДЕРЯГИНА. — Результатом публичной защиты этой программы в 2010 году стало присвоение ДДТ статуса городской сетевой инновационной площадки по данному направлению.

То есть «АБВ» — это не просто одно из творческих объединений учреждения, это — городская «кузница кадров» для детских оздоровительных лагерей Екатеринбурга и его окрестностей. Программа состоит из четырёх ступеней («Я — игровик», «Я — помощник вожатого», «Я — организатор», «Я — вожатый») и укладывается в два года обучения.

В этом году копилку форм досуга пополнил танцевальный конкурс «Стартинейджер». Фото: архив коллектива.

Первый выпуск был набран в 2010—2011 учебном году, в 2011-м во главе «академии» встала Надежда СУВОРКОВА — выпускница некогда действующего на базе ДДТ клуба «Лидер». Воспитанники клуба занимались примерно тем же, что делают сегодня ученики «Школы активного гражданина» («ШАГ») и «Академии будущих вожатых». То есть разработкой, организацией и проведением различных мероприятий.

В настоящее время Надежда — самый молодой педагог-организатор в учреждении…

Вожатый — друг и наставник

Отдыхать в лагере и работать в лагере — совсем не одно и то же.

— Вожатый совмещает в себе сразу несколько социальных ролей, — говорит Елена Дерягина. — Это и друг, и наставник, и психолог, и родитель в одном лице! Он должен уметь если не всё, то многое: создавать условия для творческой самореализации своих воспитанников, обеспечивать благоприятный микроклимат в коллективе, чтобы никто не чувствовал себя одиноким, предупреждать возможные конфликты...

Но прежде всего, вожатый должен организовывать досуг своих подопечных.

— Чем меньше у детей свободного времени — тем меньше у них возможностей себе навредить, — считает руководитель объединения Надежда Суворкова.

За время обучения в «АБВ» будущие вожатые получают неоценимый опыт массовиков-затейников. Они разучивают игры (подвижные, ролевые, игры на знакомство и т. д.), обмениваются идеями новых конкурсов, пишут сценарии школьных праздников, весёлых перемен, уроков мужества, а потом проводят их среди учащихся начальных классов. Закрепляются полученные навыки и во время мероприятий Дома детского творчества. Воспитанники «АБВ» вместе с активистами «ШАГ» — главные действующие лица новогодних представлений и масленичных гуляний, традиционно проводимых на территории ДДТ. Так же как и «шаговцы», «абэвэшки» ежегодно посещают детский дом, устраивая для малышей маленький, но очень важный праздник.

Ещё одна востребованная форма досуга — различные тесты (на креативность, на лидерские качества, на познание психологического типа личности). Будущие вожатые сначала проходят их сами. А потом, уже в лагере, тестируют своих подопечных, помогая им лучше узнать самих себя и просто интересно провести время.

Кроме того, на занятиях «АБВ» школьники знакомятся со структурой лагеря, с обязанностями вожатого, с распорядком дня. Узнают, что такое легенда смены и как привязать к этой легенде творческие задания. Придумывают название отряда и девиз. К концу учебного года они уже полностью готовы к новой для себя роли.

Маленькая тёплая практика

Работа в детском оздоровительном лагере — это то, к чему воспитанники объединения шли весь год. Правда, несовершеннолетние не могут трудиться вожатыми, поэтому ученики «академии» выполняют задачи их помощников. Впрочем, это тоже очень серьёзно. Фактически помощники вожатых делают всё то же, что вожатые, но под неусыпным контролем своих наставников.

— Самая большая проблема, с которой сталкиваются новички, — это проблема построения взаимоотношений с подопечными, — делится наблюдениями Надежда Суворкова. — Руководитель должен суметь поставить себя таким образом, чтобы его слышали и слушались. А это непросто. Ведь разница в возрасте между помощником вожатого и отдыхающим невелика. И тот и другой ещё учатся в школе. Авторитет завоёвывается трудно, но без этого в нашем деле нельзя.

Единственно верный способ стать лидером в коллективе — быть лучшим. Лучше всех шутить, петь, танцевать, выпускать стенгазеты, мастерить костюмы для творческих номеров и делать множество других вещей. Тогда всем остальным захочется на тебя равняться.

При этом важно остаться ещё и хорошим человеком: дружелюбным, сочувствующим, готовым в трудную минуту протянуть руку помощи.

Директор ДДТ Елена Дерягина.

— Дело в том, что дети часто делают из вожатых кумиров, — поясняет директор ДДТ Елена Дерягина. — Они перенимают у них всё: интонации, манеру поведения и, что особенно важно, жизненные ценности. Дети в буквальном смысле становятся такими же, как и их руководители. Поэтому вожатый, не важно, действующий он или будущий, должен подавать только хороший пример.

Что даёт такой опыт в жизни? Многое. Воспитанники Надежды Суворковой после первой практики признались, что сильно повзрослели за лето. Они раньше своих сверстников узнали, что такое ежедневный труд (шутка ли — заставить себя просыпаться во время летних каникул в 8 утра?!), научились брать на себя ответственность за других, попрактиковались в построении конструктивных взаимоотношений, развили организаторские способности и получили много других полезных навыков и умений…

Теперь они — самостоятельные, ответственные и творческие личности, которые будут востребованы в любом коллективе.

На заметку

В «Академии будущих вожатых» вы научитесь…

…легко находить общий язык с детьми и взрослыми;

…моментально адаптироваться к любой ситуации в лагере и вне его;

…организовывать вокруг себя людей для решения поставленной цели;

…решать конфликты в коллективе;

…разрабатывать и проводить игровые программы для разных возрастных категорий.

Продолжение следует…

erid: erid: