Треть россиян вообще не хотят зарабатывать » новости Екатеринбурга и УрФО

Треть россиян вообще не хотят зарабатывать

4-03-2014, 08:00
Треть россиян вообще не хотят зарабатывать
Фото:

За последнее десятилетие произошли любопытные перемены в оценке россиянами истоков успешности и личного материального благополучия.

Сегодня каждый второй (51%) гражданин страны считает, что людей, стремящихся заработать, становится всё больше; и — главное — россияне оценивают эту тенденцию как положительную, — показали данные февральского исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). И по мнению 38% граждан, сегодня в России возможность заработать есть — в 2005 году так считали лишь 31% россиян.

Однако наиболее примечательным представляется набор, если хотите, личностных качеств как условий для производительного и неплохо оплачиваемого труда. Первые строчки этого своеобразного рейтинга занимают работоспособность, трудолюбие, ум и профессионализм — далее идут везение и удача, воля и твёрдость, целеустремлённость и добросовестность, талант etc, — а вот такие факторы, как хитрость, жадность, беспринципность, жёсткость, которые шлейфом шли за новоявленными богатеями в 1990-х, сегодня с понятиями успеха практически не отождествляются.

Скажу больше: сегодня 64% опрошенных ФОМ сказали, что люди, которые стараются иметь как можно больше денег, вызывают уважение — и только у 19% такие люди вызывают антипатию.

Менталитет изменился? В известном смысле — да.

Скажем, сегодня опять же каждый второй думает, что те, кто стремится больше заработать, — это, как правило, хорошие труженики: они стремятся получать хорошие деньги, а хорошая зарплата — ещё и стимул работать хорошо. Ибо можно улучшить своё благосостояние, а добившись карьерных продвижений, выйти на новый уровень зарплаты, что в свою очередь стимулирует дальнейший профессиональный рост, заставляет приобретать новые знания и т. д.

Правда, есть те, кто считает, что честным, ответственным людям не удаётся много заработать (1%), а погоня за деньгами ведёт-таки к алчности, нечестности, плохой работе (3%). Вдобавок, считают эти, прямо скажем, немногочисленные теперь уже респонденты, люди, пребывая в зажиточности, черствеют, работают тяп-ляп: «своё-то они уже имеют»…

Однако есть и те, кто в принципе не хочет работать и зарабатывать. И это — не поверите! — треть населения (точнее, даже 36%). Причём 10 лет назад их было столько же, так что подвижек никаких.

Конечно, нельзя поголовно обвинять всех этих людей в склонности к безделью. Кто-то не хочет менять профессию, пусть она и не самая прибыльная. Для кого-то ключевым стал вопрос местожительства — в родном городке или селе на высокие заработки рассчитывать не приходится, а переезжать неохота.

Но главная проблема у нас всё же лень. Даже среди тех, кто хотел бы подзаработать, лишь каждый пятый (22%) готов пожертвовать своим свободным временем… да и то лишь ради зарплаты ВДВОЕ-ВТРОЕ больше. Вспоминается фраза одной всемирно известной фотомодели «Я встану из постели только ради ста тысяч долларов». Но у неё-то взгляд был вполне адекватный, раз находились готовые платить столько…

Нет недостатка в идейных обоснованиях подобной позиции. «У нас всё украли в 1990-е», «капиталисты не платят справедливую зарплату», «почему-то в Европе и США таким же, как я, людям не приходится особо напрягаться» — и, раз так, «вкалывать» как бы унизительно. Правда, по поводу последнего утверждения можно сразу возразить: это миф, и европейцы, и американцы работают много и тяжело, не говоря уж о том, что делают на единицу времени и потраченных сил гораздо больше, чем мы, за счёт лучшей организации труда.

Но в целом, конечно, можно дискутировать очень долго. Что, впрочем, это поменяет? Стоящий в гордой позе обиженного на власть наказывает себя — проживёт он в нищете свою жизнь, а другой уже и не будет. И одновременно он наказывает окружающих. Особенно это заметно в успешных городах вроде нашего. Дефицит кадров уже ощутимо сдерживает развитие экономики. Да что там, каждый из нас как потребитель страдает от дефицита тех или иных услуг или от плохого их качества. Хорошего массажиста не найти, кухонный гарнитур собрали отвратительно (потому что сборщиками пришлось нанимать кого попало), продавщицы в магазине обхамили (потому что не дорожат своим рабочим местом — безработицы же нет…)

Одновременно нарушается социальная справедливость: работающий в полную силу вынужден своими налогами поддерживать тех самых лентяев. Потому что когда кто-то пользуется больницей, ведёт ребёнка в детсад или школу, идёт по асфальту, освещённый уличными фонарями, у него же никто не спрашивает, какие у него доходы и сколько налогов он заплатил. Позаимствованная нами в Европе модель социального государства возможна только тогда, когда прилежно работают все и никто не норовит проехаться за чужой счёт. Когда в СССР это осознали, стали вводить всё более жёсткие меры против тунеядцев. Сейчас мы пытаемся совместить социальное государство и свободу. Получается не очень. То ли экономика рухнет, то ли придётся переходить к «социальному дарвинизму», когда каждый сам за себя, со всеми издержками этого…

erid: erid: