Фальсификат атакует » новости Екатеринбурга и УрФО

Фальсификат атакует

18-03-2014, 08:00
Фальсификат атакует
Фото:

— Подделка лекарственных препаратов — самое циничное дело. Человек, принимая их, думает, что укрепляет здоровье, а на самом деле теряет его и упускает время, которое мог бы употребить на настоящее лечение, — возмущался первый вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Владимир ЩУКИН на пресс-конференции, посвящённой мерам борьбы с фальсификатом на рынке лекарств и пищевой продукции.

Беседа на эту тему проходила в понедельник, 17 марта, в агентстве «Интерфакс» (пр. Ленина, 20а).

— По оценкам различных организаций, в мире выявляется от 6 до 8% фальсифицированных лекарств, — сообщила главный специалист территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области Людмила МОКИНА. — В России официально подтверждено, что фальсификатом являются 0,02% от всех лекарств, имеющихся в продаже.

Казалось бы, цифра не пугающая — если не принимать во внимание ключевое слово «официально». Все участники встречи соглашались с тем, что истинное положение дел куда мрачнее.

— Проверять лекарства — процесс весьма дорогостоящий и требующий сложных приборов, — заметил президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий ФИЛИППЕНКОВ. — Средств на это у нашей страны просто нет.

По данным Владимира ЩУКИНА, подделывают главным образом препараты недорогие и средней стоимости. 42% фармацевтического фальсификата приходится на антибиотики, 11% — на гормональные препараты. И если раньше подделки шли главным образом из Индии и Китая, то теперь 60% фальшивых лекарств делается в России и распространяется по всей территории страны. 10—12% лекарственных препаратов, продающихся на территории Свердловской области — подделки.

Людмила МОКИНА рассказала, что Росздравнадзор только в 2013 году провёл 170 проверок фармпродукции, забраковано 24 торговых наименования, не соответствующих требованиям нормативных документов, 3 препарата были признаны фальсифицированными и подверглись уничтожению. Впрочем, подчеркнула Мокина, это были госпитальные лекарства, не поступающие в продажу. В аптечных же сетях, по её словам, за последние годы фальсификаты не выявлялись.

— В том, что подделки не выявляются, зачастую без вины виноваты и сами пациенты, — сказала она. — Если препарат не оказал желаемого действия, они оставляют это без внимания.

— Потребитель сам провоцирует рынок подделок: к сожалению, он не научен определять соотношение «цена — качество» и не всегда понимает, что порой дешёвые товары не могут быть качественными, — вторил Мокиной директор екатеринбургского Центра защиты прав потребителей Андрей АРТЕМЬЕВ. — Впрочем, большого потока жалоб на подделки пищевой продукции к нам не идёт: у потребителей нет никакой возможности проанализировать, насколько соответствует купленный им товар тому, что заявлено производителем. Не может этого сделать и продавец: ведь для проверки порой нужны специальные исследовательские лаборатории. Только продавец, который дорожит своим честным именем и отбирает надёжных поставщиков, обеспечивает поставку на рынок высококачественной продукции. А крупные ритейлерские сети зачастую ставят перед производителями требование «заплатить за вход». Этим пользуются те, кто вносит на рынок фальсификат. Понятно, что производителю высококачественной продукции это не нужно — его товар и так купят. Проверкой качества товаров занимаются надзорные органы. Но есть и общественные организации, которые отбирают продукцию с рынка и по договору с органами контроля и надзора передают её в лаборатории. Завершающим звеном этой цепочки в Екатеринбурге становится наш Центр. Мы подаём иски в суд на основе результатов анализов в защиту неопределённого круга потребителей.


Участники беседы о фальсификате согласились, что для борьбы с фальшивками надо объединить усилия. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Так, решение суда, сообщил Андрей Артемьев, помогло значительно сократить присутствие на прилавках магазинов уральской столицы продукции челябинской компании «Мирель», чьи торты делались и хранились с нарушениями. А теперь Центр подал два иска против ещё одного предприятия, выпускающего варёную колбасу, на которой указано, что она соответствует ГОСТу. На деле же производитель такой надписью обманывает потребителя: вместо животного белка в его «докторской» и «молочной» присутствует соевый, что с ГОСТом идёт вразрез.

Пожалуй, основное количество фальсификата в продовольственных магазинах размещается на полках винных отделов. Щукин привёл данные Минздрава России: по ним 90% коньяка и 60% водки, продающиеся в нашей стране — поддельные.

— В 2013 году было изъято свыше 360 тысяч бутылок фальсифицированного алкоголя — это около 5 железнодорожных вагонов, — сообщил и. о. заместителя начальника УЭБиПК ГУ МВД по Свердловской области Никита БАЛАКИН. — Также изъято 1 225 литров спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности для здоровья граждан.

Понятно, что для нашей области 5 вагонов изъятого поддельного алкоголя — капля в море того фальсификата, что было приобретено ничего не подозревающими гражданами. Кто придёт им на помощь?

Сделать это готовы сами бизнесмены. Андрей ЛАТКИН, представитель фирмы-маслодела, рассказал, что дабы каждый покупатель смог определить, хороший ли товар он приобрёл, в ряде торговых центров были поставлены специальные аппараты, определяющие качество масла. Такую акцию фирма хочет повторить.

Анатолий ФИЛИППЕНКОВ считает, что для борьбы с фальшивками объединить усилия надо всем: и порядочным бизнесменам, и контрольно-надзорным органам, и рядовым потребителям.

— Решить эту проблему можно только всем вместе, — уверен он. — Мы объявили общественную акцию «Бизнес против коррупции». Хотим составить список недобросовестных предпринимателей, которые запускают фальсификат. Конечно, только после решения суда.


Все участники встречи согласились, что такой антирейтинг фальсификаторов поможет избавиться от подделок.

erid: erid: