В плену у одиночества » новости Екатеринбурга и УрФО

В плену у одиночества

2-04-2014, 08:00
В плену у одиночества
Фото:

Слово «аутизм» знает, наверное, каждая новоиспечённая мама, особенно если она является завсегдатаем всевозможных родительских форумов. Знает и подчас активно использует: «Ребёнок не смотрит в глаза — аутизм?», «Не идёт на контакт со сверстниками — аутизм?», «В 2 года не говорит — аутизм?»…

«Вечёрка» решила внести свою лепту в распространение информации о данном заболевании, а поможет нам в этом врач-психиатр высшей квалификационной категории НПЦ «Бонум» Наталия ГУСЕВА.

Врач-психиатр высшей квалификационной категории Наталия ГУСЕВА. Фото: предоставлено собеседником.

Наталия Георгиевна, так что же такое аутизм?

— Заболевание, которое характеризуется искажённым психическим развитием. Процессы восприятия и мышления аутиста отличаются от таковых у здоровых людей. Например, некоторые аутисты едят только определённые продукты (скажем, зелёные яблоки, а вот красные — никогда). Или имеют особые ритуалы в быту: играют только машинками либо гуляют по конкретным маршрутам.

— Но это звучит совсем не страшно… Подумаешь, ест только зелёные яблоки, а играет только машинками. Кто сейчас не без странностей…

— Я привела примеры лишь некоторых особенностей поведения. Но болезнь, к сожалению, затрагивает не только поведение. Возникают трудности с речью (не все аутисты могут выразить свою мысль вербально), с обработкой информации (такой человек может знать огромное количество иностранных слов, но не может применить их по назначению), с общением: аутистам сложно взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться в социуме…

Увы, по статистике лишь часть детей, повзрослев, остаются просто «чудиками» с относительно сохранной познавательной сферой.

Другие при отсутствии надлежащего лечения и коррекции начинают утрачивать ранее приобретённые навыки (например, речевые) либо с большим трудом приобретают новые — навыки чтения, письма и т. д.

Поэтому важно, чтобы коррекционная работа была начата вовремя — тогда прогноз будет более благоприятным. Но поставить диагноз может только врач-психиатр, он же сориентирует родителей, какой вид коррекции необходим на том или ином этапе заболевания.

Тревожные симптомы

— Когда же «не поздно» обратиться к специалисту?

— Как только появились первые настораживающие признаки: обычно аутистические черты становятся заметны ближе к полутора годам.

Прежде всего родителей должен насторожить регресс речи: постепенно утрачивается уже накопленный словарный запас, в дальнейшем появляются более характерные нарушения (множественные повторы слов либо «птичья» речь — непонятный слоговый набор, без определённого контекста).

Понаблюдайте за особенностями игровой деятельности малыша: детки с аутистическими чертами любят бесцельно перекладывать игрушки с места на место либо ранжируют их по каким-то признакам — цвету, форме и т. д. Как таковая игровая активность снижена.

Третий тревожный симптом — особенности взаимодействия со сверстниками: аутисты обычно замкнуты, одиноки, у них нет потребности в совместных играх.

Об аутизме могут свидетельствовать и стереотипные движения, то есть когда ребёнок многократно повторяет одни и те же действия (как правило, на высоте эмоциональных переживаний), например — бегает по кругу, потряхивает кистями рук, ходит на цыпочках.

Какие-то детки начинают проявлять особенности ещё раньше: при появлении родителей не тянут к ним ручки, не улыбаются, практически не интересуются погремушками…

Обращайтесь к психиатру сразу, как только у вас возникли какие-либо сомнения.

Увы, некоторые родители до сих пор нас боятся, а потому идут к кому угодно, только не к психиатру: к врачам других специальностей и даже совсем «не врачам» (всевозможным знахарям и экстрасенсам). В результате у нас дети оказываются только в возрасте 6—7 лет — с ярко выраженными нарушениями поведения и практически полной потерей речи. Данные проявления скорректировать уже трудно, а иногда просто невозможно!

Не надо думать, что каждый психиатр с порога кабинета так и норовит поставить вашему ребёнку диагноз и взять на учёт.

Как правило, до 4,5—5 лет диагноз «аутизм» не ставится. Мы ограничиваемся формулировкой «угрожаем по аутизму». Но уже можем дать необходимые рекомендации, например, начать коррекционную работу с психологом, логопедом, дефектологом... Иногда возникает необходимость в назначении медицинских препаратов.

— А полностью излечиться возможно?

— Думаю, вы согласитесь с тем, что именно психические расстройства самые сложные для осознания и понимания, поэтому даже когда удаётся получить хорошие результаты в одном случае из 100 — это уже победа. Ну и потом, наука идёт вперёд семимильными шагами.

Возможно, когда-нибудь панацея от аутизма будет найдена.

Растёт диагностика, а не заболеваемость

— Откуда вообще взялся этот аутизм? Во времена моего детства о нём никто не слышал…

— Ну, не скажите. «Чудаки» или просто странные люди были всегда… Да, за последние 10 лет согласно официальной статистике численность детей с аутизмом выросла во всём мире в 10 раз. Но, как мне кажется, это не потому, что аутизмом стали чаще болеть, а потому, что стали чаще обращаться к психиатрам… Как говорят медики, растёт не столько заболеваемость, сколько уровень диагностики.

Среди всех психических заболеваний больные аутизмом в среднем составляют около 3%, то есть не так уж и много…

— Таким образом, вы отрицаете связь между ростом числа больных аутизмом и повальным вакцинированием населения прививками, в которых использовалось ртутное соединение? Об этом сейчас много говорят и пишут.

— Теорий существует множество, но ни одна из них не нашла 100-процентного подтверждения. А главное — ни одна из теорий пока не даёт ответа на вопрос, как мы можем предотвратить это заболевание.

Увы, но сейчас никто не скажет, что нужно делать или не делать, чтобы избежать появления в семье ребёнка с аутизмом…

Самое трудное — принять диагноз

— Как же это всё-таки страшно. Рожаешь здорового на первый взгляд ребёнка, у которого всё, казалось бы, на месте, а в 1,5 года, 3 или 5 лет получаешь уже ребёнка-инвалида! Недаром многие родители не могут с этим смириться и продолжают отказываться от мест в коррекционных детсадах…

— И зря! Коррекционный садик — только во благо такому малышу…

— Просто есть мнение, что среди себе подобных проблемный ребёнок никогда не даст скачок в развитии…

— Позволю себе не согласиться. Именно в коррекционных группах с детьми занимаются специалисты, которых, как правило, нет в обычных садиках. Ну а потом коррекционные группы всегда небольшие: максимум 12 человек. Здесь ребёнку с аутистическими чертами гораздо комфортнее, чем в группе, насчитывающей 20 и более человек.

Да, действительно, наверное, самое трудное — это принятие родителями диагноза «аутизм». Но его нужно принять, чтобы как минимум начать что-то делать. Если родитель полностью доверяет своему врачу и придерживается данных рекомендаций, можно достичь неплохих результатов.

В моей практике были случаи, когда детки-аутисты поступали в обычные, не коррекционные, школы, занимались в секциях и кружках…

 Их особенности мог заметить только специалист!

Просто надо настроиться на то, что впереди нелегкая дорога…

erid: erid: