«Чтобы стать женой академика, надо выйти замуж за опального студента» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Чтобы стать женой академика, надо выйти замуж за опального студента»

29-04-2014, 08:00
«Чтобы стать женой академика, надо выйти замуж за опального студента»
Фото:

Действительный член Российской Академии художеств, заведующий кафедрой истории искусств Уральского федерального университета Сергей ГОЛЫНЕЦ отмечает юбилей. 30 апреля ему исполняется 75 лет.

Билибинские сказочные богатыри и Шамаханская царица, турки БАКСТА, старые домики и трогательные лошадки ТУРЖАНСКОГО, колоритный импресарио ДЯГИЛЕВ и его «Русские сезоны»… Метафорически-иносказательная графика Виталия ВОЛОВИЧА и живопись Германа МЕТЕЛЁВА, эпический Урал Геннадия МОСИНА, фантасмагории Михаила САЖАЕВА… Всё это и ещё многое — сфера научных и человеческих интересов академика Голынца, известного исследователя искусства Серебряного века и художественной культуры Урала.

В Перми жили его предки, дружившие с семьёй Дягилевых. Унаследовав от родителей любовь к литературе, Сергей Голынец поступил на филологическое отделение Пермского университета. Из-за разногласий с комсомольскими лидерами пришлось вернуться в Свердловск. Пятилетняя работа научным сотрудником в Свердловской картинной галерее определила не только творческую, но и личную судьбу пермского «изгнанника». Здесь он познакомился с основоположником уральского искусствознания Борисом Васильевичем ПАВЛОВСКИМ и с будущей спутницей жизни, помощником и соавтором Галиной Владимировной. Однажды она оказалась среди экскурсантов начинающего искусствоведа…Сейчас член-корреспондент РАХ Галина ГОЛЫНЕЦ с улыбкой говорит: «Чтобы стать женой академика, надо выйти замуж за опального студента».

После окончания филфака УрГУ Сергей Голынец поступил в аспирантуру Репинского института в Ленинграде на искусствоведческое отделение. В этом городе, где ещё были живы люди, помнившие Серебряный век, казавшийся из советской действительности Золотым, интересы молодого исследователя определились сами собой. Изысканный «Мир искусства» с его изяществом, артистизмом, театрализацией, иронией, игрой…

Первая научная работа Сергея Голынца, посвящённая одному из мирискусников Ивану БИЛИБИНУ, вышла в свет в 1970 г. А потом были опубликованы книги и статьи о Баксте, Дягилеве, ДЕНИСОВЕ, Туржанском… В 1968 году Сергей Голынец возвратился в alma mater — на первую в России за пределами Москвы и Ленинграда выпускающую кафедру истории искусств.

На протяжении долгих лет служения искусству Сергей Васильевич Голынец сочетает научную работу с педагогической. Среди его воспитанников — кандидаты и доктора наук. Приобщение к чарующему миру искусства пленяло и продолжает пленять студентов УрГУ, а теперь Уральского федерального университета, слушавших и ныне слушающих лекции Маэстро. Пленили они и меня. С днём рождения, дорогой Учитель!

От редакции: Александра ФИЛИНКОВА — искусствовед.

erid: erid: