Перемены на языке фотографии » новости Екатеринбурга и УрФО

Перемены на языке фотографии

17-07-2014, 08:00
Перемены на языке фотографии
Фото:

Фотографический музей «Дом Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36)представляет виюле выставку на летнюю отпускную тему «Двадцать лет спустя». Казалось бы, в объективе — солнце юга, черноморское побережье, отдыхающие… Но эта экспозиция поднимает куда более глубокую тему, нежели просто каникулярные радости. Она построенана сопоставлении исторических эпох.

Фотографии были сняты авторами на побережье Черного моря и на Кавказе в последние годы СССР и в XXI веке. Музейщики «Дома Метенкова» представили работы фотографов старшего поколения и молодых авторов таким образом, что публика имеет возможность сравнивать и думать, как изменилась страна…

Заведующая музеем «Дом Метенкова» Раиса ЗОРИНА и зав. выставочным отделом Артём БЕРКОВИЧ разъяснили ВЕ концепцию новой выставки. Кроме художественных смыслов она показывает и то, какие изменения произошли в языке фотографии за этот период всего-то в два с небольшим десятка лет. Отечественная фотография конца 1980-х — начала 1990-х продолжала традиции классической документальной фотографии середины ХХ века. Хороший кадр отличал удачно пойманный «решающий момент». Мышление фотографа характеризовалось выбором этого момента. Чем он интересен? Героем, объектом, сюжетом, абсурдностью ситуации? Каждый новый снимок был поиском ответа. Выдающийся французский фотохудожник ХХ века и отец фоторепортажа Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН говорил:

«Есть два вида фотографии: один, когда люди открывают, и другой, когда они придумывают».

Большинство фотографов прошлого века считали, что жизнь несравнимо богаче всего, что человек может вообразить.

В XXI веке границы между «увиденным» и «придуманным» стали прозрачными. Фотография вступила в эпоху абсолютной творческой свободы. Залог успеха современного фотографа — в оригинальности идеи и разнообразии приёмов, в балансе между реальностью и вымыслом, жизнью и индивидуальностью автора.

Сотрудники «Дома Метенкова» представили ВЕ также и участников экспозиции. Известный екатеринбургский фотограф Сергей РОГОЖКИН 12 лет прожил в Одессе, это было в 1980-е годы, и запечатлел ту самую Одессу. А его молодой коллега Никита ШОХОВ снимал на сочинских пляжах в наши дни. Сегодня у людей другая одежда и другие лица, но на фотографиях, разделённых двадцатью годами, видно, что «отпускная» бесшабашная атмосфера южных городов осталась прежней.

Никита Шохов теперь живёт в Москве, стал востребованным фотографом, призёром престижного конкурса World Press Photo-2014. Но свой путь в фотографии Никита начинал в Екатеринбурге как ученик Сергея Рогожкина. Несмотря на разность стиля и приёмов, обоим этим фотографам присущ гротескный и одновременно романтический взгляд на человека.

Во времена СССР Кавказ привлекал курортами и экзотикой. К вере, земле, работе, семье, гостям здесь относились по-особому, традиционная культура проявлялась в повседневной жизни. Именно таким увидел Кавказ свердловский фотограф Анатолий ЧЕРЕЙ (1954—1993). Новейшая история благословенных ещё так недавно мест Кавказа — история военных и межнациональных конфликтов. В своих фотографиях Иван КЛЕЙМЕНОВ (серия «Нагорный Карабах») и Денис ТАРАСОВ (цикл «Абхазия») тоже запечатлели прекрасную природу, древнюю культуру, простоту и доброжелательность местных жителей. Но тени недавних бед от объектива не спрячешь, их незажившие раны тоже отражены светописью — фотографией.

erid: erid: