Планшет & учебник » новости Екатеринбурга и УрФО

Планшет & учебник

30-08-2014, 08:00
Планшет & учебник
Фото:

Начало очередного учебного года ставит перед родителями много вопросов: где купить необходимые канцтовары, что подарить учителю, как одеться на 1 сентября… В последнее время традиционный список пополнил ещё один вопрос: какой выбрать планшет?

Вопрос не праздный: электронные устройства всё активнее используются не только для игры, но и для учёбы.

— В прошлом году 5-классникам гимназии № 144 разрешали пользоваться планшетами. В этом — пока не знаю. Но я уже все учебники закачала и обложки-подставки для вертикального положения планшетника заказала, — рассказывает Елена БЕЛЯНИНА, мама новоиспечённого 5-классника Дениса. — Надеюсь, что учителя поддержат, всё-таки вес учебников вместе с тетрадями немаленький. К тому же практически все учебники имеют сегодня электронную версию.

Мама 12-летней Насти Елена БЕЛОРУСОВА тоже озадачилась этим вопросом.

— Мы идём в 6-й класс, собираемся практиковать. Знаю, что дети из класса носили в прошлом году с собой планшетники. Обязательно подниму этот вопрос на собрании. Школа № 67 достаточно продвинутая в плане современных технологий, электронный дневник, например, реально используется.

Кстати, с 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия. То есть государство идёт навстречу желающим значительно облегчить вес школьного портфеля за счёт планшета либо ридера (электронной книги).

Правда, большинство понимает термин «электронный учебник» немного превратно, считая таковым устройство, в которое скопированы изображения страниц бумажного источника знаний. На самом деле это целый комплекс обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ. Информация в таком учебнике подкреплена аудио- и видеофайлами, а в конце каждого раздела размещён тест для проверки знаний.

Вне всякого сомнения, электронный учебник — это наше будущее. По словам начальника управления образования администрации Екатеринбурга Евгении УМНИКОВОЙ, в самое ближайшее время (2014—2015 гг.) планируется закупить по 1—2 подобных устройств во все школы города. Тем не менее отношение к использованию гаджетов в образовательном процессе весьма неоднозначное. Как, впрочем, ко всему, что ещё только входит в нашу жизнь. В любом случае главным судьёй в этом вопросе станет ВРЕМЯ…


Мнения специалистов

Верный шаг к близорукости

Наталья ЯКИМОВА, врач-офтальмолог Центра охраны детского зрения ДГКБ № 11:

Наталья ЯКИМОВА. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Мы, офтальмологи, относимся к использованию планшетов вместо бумажных учебников очень настороженно. Экран любого технического устройства (будь он хоть самого последнего поколения) мерцает — от этого глаза устают гораздо быстрее, чем от чтения бумажных источников знаний. Впоследствии повышенная зрительная нагрузка может привести к близорукости и другим болезням глаз.

К тому же нужно помнить, что все традиционные учебники соответствуют требованиям СанПИН по кеглю, контрастности шрифта, размерам полей и т. д., основанным на многолетних исследованиях — не факт, что всё это учтено в электронных версиях.

Ещё один момент — читать с экрана монитора можно строго определённое время. В частности, для младших школьников оно не должно превышать 15 минут (!) в день. Дети и так сегодня слишком активно пользуются планшетами и другими электронными устройствами дома — зачем усугублять ситуацию, внедряя их ещё и в школе?

Гаджеты не для детей!

Надежда ХРАМЧЕНКО, психолог, онлайн-консультант:

Надежда ХРАМЧЕНКО. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Гаджеты — не для детей! Таково мнение абсолютного большинства педагогов, педиатров, психологов и детских психиатров. По электронным учебникам и книгам человек получает лишь информацию, то есть работает только левое полушарие. А вот использование бумажных аналогов включает в работу оба полушария: книга в её традиционном формате создаёт определённую атмосферу, эмоциональный настрой, энергетику…

К тому же во время чтения обычных книг с хорошими иллюстрациями задействуются все органы чувств: обоняние, осязание, вкус… Полученная таким образом информация способствует более интенсивному развитию мозга дошкольника или младшего школьника.

Перспективное направление

Екатерина СИБИРЦЕВА, директор гимназии № 9:

Екатерина СИБИРЦЕВА. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Конечно, если у ребёнка есть планшет, а у нас есть электронный учебник, идентичный используемому в обучении бумажному, то носить в школу «килограммы бумаги» не нужно. Многие дети ходят на уроки литературы с ридерами — это не возбраняется. Но о повсеместной практике говорить ещё рано: электронные учебники используются у нас пока в добровольном порядке, по желанию учеников и родителей.

Безусловно, это очень удобно. Не только с точки зрения физиологии (небольшой вес электронных устройств), но и с точки зрения обучаемости: такие учебники облегчают поиск информации, дают возможность проверить себя с помощью интерактивных тестов и т. д.

Да, направление перспективное, но пока не до конца проработанное. Во-первых, внедрение электронных учебников требует существенных вложений в оснащение рабочего места ребёнка и учителя как в школе, так и дома. На это нужны дополнительные средства.

Во-вторых, существуют санитарные нормы для использования электронных средств обучения, которые позволяют избежать проблем со здоровьем. Понятно, что дома эти нормы можно оставить на усмотрение родителей. Но пренебрегать ими в школе мы не имеем права.

В-третьих, хорошие электронные учебники есть на сегодняшний день не по всем профильным предметам старшей школы.

Все аспекты применения электронных учебников нуждаются в серьёзной проработке. Также следует внимательно изучить опыт использования таких учебников в других регионах России: в Москве, Татарстане, Тюмени…

При всём при этом нужно понимать, что никакой учебник — ни электронный, ни бумажный — не заменит квалифицированного учителя.

Избавление от «кирпичей» в сумке

Галина КОРОТНИЦКАЯ, врач хирург-ортопед высшей категории медицинской клиники «Детский Доктор»:

Галина КОРОТНИЦКАЯ. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— В наши дни нарушение осанки — актуальная проблема практически для всех детей, а особенно для школьников. Так, например, по итогам диспансеризации 2013 года в одном только ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ Екатеринбурга на 7 700 учащихся в возрасте до 17 лет приходится 640 детей с нарушением осанки и 87 — со сколиозом. Получается, что осанка нарушена у каждого двенадцатого ученика! Более серьёзные проблемы со спиной — сколиоз, как правило, появляются у подростков с годами, ближе к старшим классам. Полагаю, что в других районах города складывается похожая ситуация.

Причин тому несколько: слабые мышцы спины, малоподвижный образ жизни, неправильно оформленное рабочее место ученика и, конечно же, ношение тяжестей. Современному школьнику каждый день приходится брать с собой много учебников, вдобавок ко всему для их транспортировки всё чаще используют не портфель, а сумки, пакеты и рюкзаки, которые ученики носят на одном плече. В итоге нагрузка на позвоночник распределяется неравномерно и получается перекос, вследствие чего развивается искривление позвоночника и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.

Введение в практику электронных учебников может стать неким выходом из сложившейся ситуации, поскольку такой учебник в разы легче книги. Иными словами, планшет позволит избавиться от «кирпичей» в сумке. Но надо понимать, что его нужно использовать разумно, иначе забота о здоровье спины обернётся проблемами со зрением.

erid: erid: