Впереди война » новости Екатеринбурга и УрФО

Впереди война

31-01-2015, 08:00
Впереди война
Фото:

Неделю назад в российском законодательном поле случился прецедент, который информпространство практически не отразило. А зря. Потому что новый закон, разрешающий порядок, когда руководитель города, избранный из числа депутатов муниципальной думы или даже из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, получает полномочия «полновесного мэра» — новость куда более важная, чем споры вокруг «аннексии ГДР».

По мнению ряда экспертов, новый закон — фактическое признание краха разрушительной «реформы местного самоуправления», активно внедрявшейся лет пять назад. Скептики оказались правы. «Двухголовая» система плоха уже тем, что непонятна гражданам — они никак не могут уяснить, кто же командует в городе, кто отвечает за ситуацию. Никто из руководителей не считает город «своим», так что мотивация работать в полную силу слаба. Хуже того, налицо питательные условия для войны властных группировок.

Казалось бы — зачем изобретать велосипед тогда? Надо просто вернуть классическую систему с прямыми всенародными выборами мэра, не городить огород и не тупить оккамову бритву. Инициаторы поправки возражают: мол, участие гордумовских депутатов в формировании городской исполнительной власти превратит их в «реальную политическую силу». А что, без этой функции они так, для плезиру заседают? Опыт Екатеринбурга доказывает: при нормально организованной работе всех ветвей местной власти Гордума вполне себе оказывает влияние на жизнь мегаполиса. Хотя бы в части вёрстки бюджета, без которого ни детские сады строить не получится, ни дороги ремонтировать, ни зарплату врачам и учителям платить. За один только прошлый год ЕГД рассмотрела на 18 заседаниях 154 вопроса городского значения, отстояла льготные транспортные тарифы для незащищённых слоёв населения и учительскую зарплату (которую как раз собирались «порезать» якобы в пользу учителей глубинки областные власти), встала на защиту городских предприятий-перевозчиков, которые из-за безответственной позиции «областников» в вопросе компенсаций провоза льготников оказались на грани банкротства… Так что забота о каком-то дополнительном «превращении местной законодательной власти в реальную силу» — мягко говоря, лукавство. Если люди хотят работать, если занимают самостоятельную позицию, выясняется, что полномочий у них хватает.

А вот влиятельность рядовых избирателей в новом раскладе падает весьма — они имеют лишь опосредованную возможность влиять на то, кто станет «хозяином города». Причём ситуация получается какая-то двусмысленная: мы доверяем гражданам избрание Гордумы, но не доверяем избрать мэра. Это что, получается, авторы закона считают, что Гордума не столь уж значима и влиятельна? И кто после этого мешает её превращению в реальную силу? И, кстати, ещё у нас гражданин вправе избирать губернатора или даже Президента. Получается, Президент тоже не столь… значим?

В чём авторы законопроекта не лукавят, так это когда говорят, что стремятся устранить конфликты между органами власти. Вот только не мешало бы им быть честными и пояснить, что имеют в виду конфликты между руководителями крупных городов и властями регионов. И добавить: выход из конфликтов видится им в устранении всякой оппозиции губернаторам. Кстати, переход к двуглавой системе мотивировался этим же. Пусть избранный глава не будет иметь реальных рычагов, а имеющий рычаги сити-менеджер будет отобран комиссией с участием представителей областной власти, да вдобавок они оба будут заняты войной друг с другом…

Получилось не вполне, при двуглавой системе войны продолжились. Тогда придумали систему с райсоветами и вот эту новинку с избранием мэра Гордумой. Но легко ведь понять, что результат будет тот же. Войны мэров с губернаторами продолжатся, даже если карьерное будущее мэров никак не будет зависеть от настроений избирателей. Потому что серьёзным профессионалом никогда не становится тот, для кого карьера и зарплата — единственное в жизни. Человеку важно, что он оставит после себя, в данном случае — «цветущий город или руины».

Мэры такие непослушные, потому что послушание равно катастрофе. По доброй воле руководители регионов почему-то не обеспечивают городам нормальных условий для жизни. Отсюда и война, которая разделяет подчас даже сподвижников и друзей. В конце 90-х глава Петрозаводска КАТАНАНДОВ стал главой Карелии. И представил обществу своего преемника, которого характеризовал самым лестным образом. Через год они уже воевали!

Уральские реалии таковы: индустриальная мощь региона по разным причинам испарилась, бюджет региона держится на двух оставшихся точках — Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Но вместо того чтобы урезать свои амбиции и аппетиты, регион пытается сбалансировать бюджет, выдаивая из этих городов всё больше — чтобы КУЛАЧЕНКО могла купить себе квартиру, чтобы ПЬЯНКОВ мог съездить в Таиланд... Доля собранных в городах налогов, которые нужно отдать в облбюджет, стремительно растёт год от года — по сравнению с началом 2000-х этот параметр увеличился в разы! Сегодня на нужды «кормильца области» — екатеринбуржца — расходуется всего несколько копеек из уплаченного им и его предприятием налогов! Нам уже не на что латать дороги и школы, мы не можем платить соответствующий местному уровню зарплат оклад сотрудникам детсадов.

Уступить ещё больше, подчиняясь требованиям губернатора, — это означает сбросить город в пропасть. Альтернатива единственная — война. В том числе — война за то, чтобы городом руководил человек, избранный горожанами, болеющий интересами города. А по большому счёту, конечно, жителям Екатеринбурга и Нижнего Тагила (это большинство избирателей области) стоит бороться, чтобы область возглавил человек, уважающий интересы тех, кто держит область на плаву — наши интересы.

erid: erid: