Щит от кризиса — в муниципальной «кузне» » новости Екатеринбурга и УрФО

Щит от кризиса — в муниципальной «кузне»

5-02-2015, 08:00
Щит от кризиса — в муниципальной «кузне»
Фото:

Кризисы можно преодолевать по-разному. Можно делать многомиллиардные вливания в банковскую сферу и углеводородные монополии. Можно усилить роль государства в экономике — как это сделали в США и странах Скандинавии во времена Великой Депрессии. Можно наоборот: предоставить максимальную свободу участникам рынка в надежде на «невидимую руку». А можно… подключить к решению проблемы гражданское общество. А если точнее — органы местного самоуправления. Федеральная власть, судя по недавнему семинару-совещанию в Подмосковье с участием мэров и губернаторов России, уже прямым текстом выразила готовность опереться на муниципалитеты в борьбе с кризисом в экономике.

Ничего удивительного в этом нет. Любая экономика начинается на уровне, проще говоря, овощного ларька, акционерного общества, завода, одним словом — на уровне микрозвеньев. Пытаться структурировать их работу с московского политического «олимпа» — дело не только ненужное, но и откровенно провальное. Мы это уже так или иначе проходили, когда жизнь заводов и ферм пытались досконально расписать в гигантском здании Госплана рядом с Кремлём. Энтузиасты планово-централизованной экономики есть и сегодня: они уверены, что социалистический эксперимент провалился, потому что у плановиков не было… компьютеров. Так что сейчас можно бы и повторить.

Однако беда-то не в огромных массивах информации, которые нужно «перемалывать». Человек не способен вкладывать душу в объект, находящийся за тысячи километров от него, который он никогда в глаза не видел. Нет и живого сопереживания работающим там людям: во главе угла оказываются абстрактные показатели.

А вот для муниципалитета и ларёк, и завод, и небольшая фирма по производству стройматериалов, и строительная компания — субъекты реальные, близкие. И работает местная власть не ради «плана по валу», а на качество жизни жителей. А как иначе, если с ними приходится общаться повседневно? Однако до сих пор местная власть была, скорее, «мальчиком для битья»: обязанностей вменено законом множество, а вот бюджетных средств и полномочий — кот наплакал. Причём с деньгами проблемы даже в успешных экономически муниципалитетов: ведь с нас на нужды территории оставляют несколько процентов собираемых на её территории налогов.

Кризис заставляет задуматься о вещах, от которых раньше можно было благодушно отмахиваться. Всё было просто: доходы национального хозяйства генерировались в нескольких точках страны, где добывались углеводороды, а всё нужное для потребления можно было купить за валюту. Сейчас нефть перестала приносить валюту, кроме того, даже при наличии валюты поток импорта может в любой момент быть парализован санкциями. Нужно развивать экспортное и импортозамещающее производство по всей стране. Значит, нужно заняться наконец развитием муниципальной власти.

Например, создать при администрации Президента РФ экспертную группу мэров крупных городов, задача которой — анализ эффективности работы разных моделей местного самоуправления. С таким предложением выступил на семинаре-совещании «Современная экономическая и политическая повестка. Лучшие региональные практики» первый заместитель главы администрации президента Вячеслав ВОЛОДИН — отдельно подчеркнув при этом, что универсальную модель местного самоуправления для всех создать невозможно, как бы ни хотелось того утопистам из лагеря сторонников «реформы МСУ».

Пока в составе этой экспертной группы всего три мэра: от Челябинска (где принята модель с разделением города на округа, а сити-менджер «назначен сверху»), Калуги (городом управляет чиновник в статусе «и. о») и Новосибирска (где мэр избран всенародно). Непонятно, почему в качестве представителя «третьего варианта» выбран Новосибирск, а не Екатеринбург, который по ряду показателей выглядит куда успешней сибирской столицы. Правда, доходная часть горбюджета Новосибирска на три миллиарда больше, чем у нас — ну так ведь у них и региональная власть куда более вменяемая: грабительских секвестров не проводит, в казне города оставляет от 30 до 40% от общей суммы НДФЛ…

При сравнении показателей Новосибирска и того же Челябинска невооружённым глазом видно: выборная модель эффективнее. Нынче — уже при новой модели с «расчленёнкой» — доходы Челябинска упали до 23,9 млрд. рублей. Это запредельно мало, ведь город лишь чуть меньше Екатеринбурга. Что там будет дальше с Челябинском и всей областью — «будем посмотреть». Хотя страшновато уже сейчас. Видимо, аналогичный финал ожидал бы и Екатеринбург, если бы «областникам» удалось осуществить свой план по лишению города самостоятельности и нормальной финансовой базы…

Однако даже наш «город в осаде» выглядит вполне благостно на общероссийском фоне. Например, из 85 региональных «столиц» России только 54 попали в «ТОП-сотню» относительно благополучных муниципалитетов, остальные областные центры, увы, дотационные. Что и говорить о небольших городах вроде Сысерти, экономика которой полностью зависит от областных дотаций, потому что два градообразующих предприятия — Уралгидромаш и Сысертский фарфоровый завод — ещё до кризиса считались убыточными, а сейчас и вовсе оказались в шаге от банкротства. А сколько таких городков по всей огромной области? Ради помощи им нужно каждую копейку беречь, но… Областное МУГИСО тем временем преспокойно распродаёт земельные участки под Сысертью по заниженной цене, а губернатор региона в ответ на резонные вопросы СМИ насчёт этой сомнительной сделки грозит журналистам судебным преследованием. А ещё по странно заниженным ценам распродаются вертолёты, коммунальные предприятия, пакет акций одного из лучших в стране аэропорта.

Откуда такое благодушие? Похоже, областные чиновники убеждены, что в регионе неиссякаемый финансовый родник. На который даже кризис не влияет. Вон, губернатор в своём интервью так и говорит: «Нету никакого кризиса». Но это говорит лишь о том, что чиновники слабо представляют ситуацию в Екатеринбурге («родник» — это, конечно, он). Они рискуют прийти однажды к этому роднику и с удивлением обнаружить, что он иссяк.

Что ещё раз говорит всё о том же: власть должна принадлежать тем, кто представляет реальную картину, кому «некуда бежать с подводной лодки». То бишь муниципальным властям. Только им под силу — вместе со всеми нами — выковать щит от кризиса.

erid: erid: