16+ В феврале в Екатеринбурге стартовал совершенно новый профилактический проект — антинаркотический десант «Школа — территория безопасности». Его отличительная черта — адресность, так как в 2014 году среди подростков города зарегистрированы острые отравления наркотическими веществами.
Родитель — ребенок — педагог — вот три ориентира, куда направлено внимание организаторов десанта. А реализуют его сразу несколько ведомств: Роспотребнадзор и наркоконтроль по Свердловской области, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительные органы и управление образования Екатеринбурга, наркологи и психологи отделения «Детство» областной психиатрической больницы. Объединил же всех отдел координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации города.
Но так как место действия всё-таки школа, то гость «Ломки» сегодня Наталья ЕКЕНИНА, главный специалист управления образования администрации Екатеринбурга.
— Наталья Валентиновна, обострившаяся ситуация в сфере потребления наркотиков (появление новых психотропных веществ синтетического происхождения и способов их распространения) заставляет в первую очередь задать вопрос: как эффективнее достучаться до молодёжи?
— Сегодня в школах подбирают методы и формы работы, соответствующие конкретным детям, ищут ключ к сердцу каждого ребёнка. Одним можно прочесть лекцию на классном часе, и этого будет достаточно. Другим такой метод противопоказан, потому что полученная новая информация может привести лишь к стремлению обрести не испытанные ещё ощущения. С кем-то нужно говорить только индивидуально, и тогда он что-то поймёт. С кем-то лучше работать группой.
— Было время, когда в борьбе с наркоманией применялись преимущественно «страшилки». Потом психологи чуть ли не единодушно стали говорить: «На это подростков не возьмёшь…». А что даёт результат сегодня?
— Опять же всё очень адресно. У меня 16-летний ребёнок, и всё, что можно, я опробовала на нём — «страшилки», лекции, домашние беседы… Самым действенным для моего сына оказалось понимание, что тот человек, с которым он общался, попал в тюрьму на долгих восемь лет за то, что занимался продажей наркотиков.
При работе со старшеклассниками мы используем разные методы. И «страшилки» в том числе. Я считаю, они тоже нужны, потому что у детей до определённого возраста нет ощущения последствий. Мы, взрослые, понимаем: если идёшь по скользкому льду, значит, можешь упасть и как минимум ушибёшься. Как максимум — получишь перелом. У детей такого понимания нет. Пока не упал, не обжёгся, ребёнок не понимает, почему это делать нельзя.
В начале 1990-х годов, когда мы только начинали заниматься социальной профилактикой, активно показывались фильмы с заживо гниющими людьми, которые кололись внутривенно. Зрелище было ужасное, но наркоманию это не остановило. И тем не менее я всё равно считаю, что в борьбе за ребёнка все средства хороши.
— Так или иначе, мы добились определённого результата: сегодня любой подросток знает, что колоться — это неправильно, что это портит вены и вообще даёт тяжелые последствия для здоровья. Но вот появились новые виды наркотиков, которым даже название привлекательное дали: «дизайнерские». Не нужно «рвать» вены и поддаваться определённому риску, приобретая отраву. Сегодня предлагают, скажем, сосательные конфетки, такие на вид безобидные. Конфетки это или наркотики, и понять-то сразу невозможно. Как лечить последствия употребления таких «конфеток», специалисты пока что толком не представляют. Только факт остаётся фактом: как правило, подобные экспериментаторы попадают в психиатрические клиники…
— Да, это так. Но если говорить о первичной профилактике, которой занимаемся мы, то главным остаётся вопрос воспитания, понимания ценности собственного здоровья, а значит, и сохранения его.
— А ещё то, что называют сегодня воспитанием «моды на успешность»…
— Действительно, но понимание успешности у всех разное. Я получила «4» по русскому, и для меня это успех. А другой — у него траур на неделю: «4» для него — показатель неуспешности.
Привычка же сохранять своё здоровье важна для всех. Её надо формировать с детского сада. Ты здоров — значит, ты бегаешь, играешь, общаешься со сверстниками, тебе хорошо, жизнь прекрасна и удивительна.
Вторая важнейшая позиция — обеспечение занятости детей в объединениях дополнительного образования (кружки, секции, клубы по месту жительства). Чем больше ребёнок занят организованной деятельностью под наблюдением профессиональных педагогов и заинтересованных родителей, тем меньше у него возможностей пробовать то что не нужно.
Возвращаясь к «страшилкам», скажу: последствий употребления наркотиков в определённом возрасте от ребёнка скрывать не надо вот ещё почему. Я убеждена: многие родители и подростки не верят, что беда может произойти с ними лично. Это как с гриппом. Известно, что если не запускать болезнь, от неё можно вылечиться. Можно и умереть, но только от осложнений. Если с самого раннего детства говорить ребёнку о важности здоровья и его сохранения, о безопасной жизнедеятельности, то и желания выходить на улицу в поисках сомнительных развлечений у него не будет.
— Но есть противовес всем нашим усилиям — столь модная сегодня «клубная культура». Это ночные клубы, дискотеки, определённый вид одежды и поведения…
— Как говорить об этом с подростками, задумываешься каждый раз. Это как в притче о «запретном плоде». Расскажешь, а им вдруг покажется интересным. Был ведь у нас период, когда мы активно говорили о молодёжных субкультурах, но от этого порой чаще было хуже, чем лучше.
Я уверена, например, что возврат школьной формы многое поставил на свои места. Строгость формы выравнивает, не давая проявляться ни социальному расслоению учащихся, ни часто весьма сомнительной молодёжной моде.
А что касается клубов и ночных дискотек — это уже зона ответственности родителей: каждый решает для себя, до какого времени его ребёнок может находиться вне дома, на улице. Но в данном случае мы все обязаны исполнять закон (закон Свердловской области № 73 от 16.07.2009 года), который в народе называют «законом о комендантском часе» для подростков. Своему сыну я не разрешаю поздние возвращения.
— Но согласится ли сам ребёнок со столь жёстким контролем? С постоянным желанием родителей знать, чем он занят, куда пошёл, с кем общался.
— На то мы и взрослые, чтобы сделать это без давления. Опять же если в семье так заведено с детства, контроль будет восприниматься естественно. Главный девиз тут один: доверяй, но проверяй. Ребёнок должен знать, что мама может позвонить родителям друга или подруги и узнать, где он. Телефонную связь ещё никто не отменял! Позвонить, чтобы услышать, как ребёнок с тобой разговаривает. Ведь любая мать или отец по его голосу многое могут понять. Если что-то не так, то нужно сразу же его искать и спасать. А что делать?! Ничего страшного в этом нет.
У нас по закону родители отвечают за ребёнка до совершеннолетия. Нужно объяснять ребёнку с ранних лет: «Я — твой родитель и я за тебя несу ответственность. За всё, что ты делаешь, что говоришь, что кушаешь, болеешь ли ты, счастлив ли или несчастлив». И потихоньку расширять границы его личной свободы. Сначала он сходит сам в магазин, потом один дойдёт до остановки, ну и так далее. Ребёнок должен увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах и эмоциях и захотеть их контролировать. Тогда инстинкт расширения границ личности найдёт позитивный выход в установке на самореализацию.
— Но воспитание самостоятельности — обоюдный процесс?
— Конечно. Ребёнок должен понимать, что мама и папа — это его защита. Если с ним что-то произошло, в первую очередь он должен позвонить родителям. Хорошо, если обратится к учителю — такое тоже бывает. В любом случае должен быть взрослый, способный понять, помочь и быть всегда рядом, но чуть-чуть впереди.
— Сейчас в школах проходит тестирование на употребление наркотиков, но есть родители, которые делают всё, чтобы их ребёнок этого избежал. Как быть в такой ситуации?
— Родители должны понимать, почему они это делают. (К счастью, с каждым годом у нас всё меньше и меньше родительских отказов от участия детей в тестировании). С родителями школа работает индивидуально. Объясняет, зачем нужно тестирование, почему оно проходит именно в этом возрасте. Родители могут обращаться за помощью к специалистам. Может быть, у родителей «розовые очки» на глазах, кто-то, напротив, уверен, что правильно лишь то, что считает только он. Вот почему я убеждена, что профилактика — дело индивидуальное… Работать нужно адресно, конкретно с каждым ребёнком, с каждой семьей, по ситуации.
— Запущен антинаркотический десант «Школа — территория безопасности». Какова ваша точка зрения как представителя управления образования: важность, нужность, объективность данной акции, чего мы ждём от неё?
— Самым важным я считаю тот факт, что в учреждения образования приходят профессионалы. Педагогам помогут психологи и наркологи, разговор об административной и уголовной ответственности невозможен без представителей правоохранительных органов, о правах ребёнка могут рассказать представители территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Например, я очень советую сходить на дебаты старшеклассников «Пока молодой, нужно всё попробовать!» в школу № 70 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА. Там работает удивительный педагог Николай ШАБУНЕВИЧ. Он умеет подобрать к подросткам ключик. Оттого мы попросили его не просто отвечать за проведение мероприятий десанта в его собственном образовательном учреждении, но и научить коллег из различных районов методике проведения дебатов. В своей школе, естественно, дебаты он будет проводить сам.
— Форма десанта хорошо укладывается в модель, выбранную Екатеринбургом в работе по первичной профилактике зависимостей. В том числе учитывает очень важное триединство: родитель — ученик — педагог. Но не устарели ли такие формы, как родительские собрания, лекции, круглые столы?
— Мы задаём лишь направления. Сегодня привычные родительские собрания можно проводить по-разному: и в форме беседы, и в форме интерактивной и обучающей игры. Всё зависит от уровня подготовки родителей. Главное, чтобы родители ждали с нетерпением встречи с классным руководителем, видели в нём помощника и союзника.
Сегодня много говорят о том, что разрушены институты школьных инспекторов и заместителей директора по праву. Но в Екатеринбурге, в отличие, скажем, от Нижнего Тагила, в штатном расписании многих школ они сохранены (пусть и не на полной ставке).
Многие директора и сегодня понимают важность профилактической работы, стараются сохранить ставки заместителя директора по праву, развивают контакты с инспекторами по делам несовершеннолетних и территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Хорошим подспорьем в нашей работе мог бы стать институт школьных психологов, который помог бы организовать работу с учащимися и с родителями на новом уровне.
— Думаю, неплохо было бы записать даже диск с конкретной информацией для родителей (да и учителям пригодилось бы!) — по каким признакам можно определить, употребляет ли ребёнок психоактивные вещества. Да и сами наркотики показать, чтобы знали, на что обращать внимание в сумках детей. Кстати, профилактический диск мог бы стать одним из конкретных результатов городского антинаркотического десанта.
— Говорить о результатах в вопросах профилактики сложно. Здесь нельзя просто дать таблетку, от которой полегчает. Это длительная работа команды педагогов, родителей и, конечно же, самого ребёнка. Главный результат проекта — отсутствие в последующем новых случаев отравлений детей и подростков.
Во-первых, достижению результата способствует правильно организованная работа с родителями. Важно добиться понимания родителями остроты ситуации и готовности сотрудничать со школой, чтобы дети не попадали в беду. Родители как аксиому должны всегда помнить, что они несут ответственность за содержание, воспитание, обучение и защиту прав и интересов своих несовершеннолетних детей. По закону сердца, закону совести, закону страны.
Во-вторых, дети должны быть с раннего возраста заняты. Задача родителей — помочь им найти себя, посещать объединения дополнительного образования, кружки, секции, развивать свои способности, сделать правильный выбор.
В-третьих, обязанность родителей — сохранять здоровье ребёнка и воспитывать в нём ответственность за собственное здоровье.
— Вы говорите о важности занятости ребёнка, чтобы у него не было времени находиться в непонятных местах с непонятными людьми. Если ребёнок увлечён спортом, танцами, искусством — его не потянет на глупости. А как вы решаете эти вопросы в собственной семье?
— Начну с того, что, окончив педагогический колледж, я сразу же пришла работать в милицию (это была моя мечта!), стала инспектором по делам несовершеннолетних. Так бы там и осталась, но жизнь заставила сделать выбор — или воспитание сына, или «служба дни и ночи». Не задумываясь, я сделала выбор в пользу сына, выбрала сферу образования, где всегда занимаюсь профилактикой.
Когда сыну исполнилось 7 лет, в нашей жизни появились танцы — образцовый ансамбль танца России «Цветы Урала», которым руководит Ольга Владимировна МАЛАШЕНКО. Нам повезло! Мы попали в замечательный коллектив, с которым сын объездил уже пол-Европы. В коллективе созданы условия для каждого ребёнка. И девиз Ольги Владимировны: «В коллективе все дети талантливы! Танцуют все!». Чтобы поддержать интерес сына, я стала ходить танцевать вместе с ним в родительском коллективе этого ансамбля.
—Но это же замечательно! Однако вернусь к отправной точке нашего разговора: как будут подведены итоги антинаркотического десанта?
— На круглом столе с участием организаторов и представителей учебных учреждений. Уже сейчас можно сказать, что с новой акцией мы угадали. А круглый стол нужен для того, чтобы получить так называемую обратную связь. Так или иначе, профилактика в школах города ведётся регулярно, потому что от нас, взрослых, зависит, какое будущее ждёт наших детей. Только благодаря эффективному сотрудничеству педагогов, родителей и специалистов мы сможем уберечь детей от возрастающих предложений улицы. Дети должны быть здоровыми и счастливыми! И наша обязанность помочь им в этом.
НАША СПРАВКА
В рамках антинаркотического десанта «Школа — территория безопасности» в феврале и марте прошли и ещё пройдут:
- общешкольные родительские собрания,
- общественные приёмные и родительский всеобуч,
- проект «День семьи»,
- мастер-класс «Маршрут безопасности»,
- семинары-практикумы и мастер-классы по новым технологиям профилактики для педагогов,
- анкетирование старшеклассников и дебаты «Пока молодой, нужно всё попробовать!»,
- межведомственные профилактические операции и рейды,
- выпуск информационной продукции и рекомендаций для родителей, подростков и школьных уголков профилактики.
КОММЕНТАРИИ
Галина ЗЫКИНА, главный специалист департамента по обеспечению деятельности мировых судей, куратор территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— Проблема наркозависимости в молодёжной среде год от года приобретает всё большие масштабы. Один из последних способов вовлечения подростков в мир наркотиков — курительные смеси. Последствия их распространения носят подчас катастрофический характер, приводя к гибели детей. Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав активно включились в проведение профилактических мероприятий совместно с администрацией города Екатеринбурга в рамках антинаркотического десанта.
На заседаниях комиссий в феврале-марте 2015 года запланировано рассмотрение вопроса об организации профилактической работы по профилактике наркомании в школьной среде с использованием информации Роспотребнадзора об отравлениях несовершеннолетних в 2014 году. Запланировано участие председателей комиссий в мероприятиях с учащимися и их родителями на территориях учебных заведений, в учреждениях культуры и спорта.
Екатерина ФЁДОРОВА, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Свердловской области:
— Первостепенное внимание ФСКН России уделяет первичной профилактике наркомании и работе с молодёжью по формированию здорового образа жизни. У органов наркоконтроля два стратегических направления: первое — это снижение доступности психоактивных веществ, второе — сокращение спроса на них.
Ведущая роль в снижении доступности наркотических средств отведена правоохранительным органам. Деятельность же по снижению спроса на наркотики (антинаркотическая пропаганда), в том числе и органов наркоконтроля, направлена на субъекты профилактики. Главная задача здесь — гармоничное развитие личности, которая сознательно отказывается от вредных привычек и уж тем более от первых проб наркотических средств.
Приоритетом в борьбе с наркоманией должна быть качественная профилактика. Много пилотных проектов антинаркотической тематики реализовано в профилактическом пространстве города Екатеринбурга, и новый проект «Антинаркотический десант» — это именно та форма работы, которая необходима на сегодняшнем этапе, в сложившейся ситуации, связанной с изменением структуры наркорынка в сторону увеличения доли наркотических средств синтетического происхождения. И именно работа всех специалистов в сфере профилактики, которая направлена на учащихся, родителей и педагогов, принесёт свои плоды.
Наталья ШАХОВА, главный специалист-эксперт Центрального екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области:
— В последние годы в Екатеринбурге складывается негативная ситуация по отравлениям наркотиками. Неблагополучие связано не только с ростом отравлений наркотиками среди всего населения города, но и со значительным ростом отравлений наркотиками среди подростков и регистрацией случаев отравлений наркотиками у детей до 14 лет. Эта ситуация особенно усугубилась с 2013 года.
Изменилась и структура отравлений наркотиками. Отравления героином, опием на сегодня регистрируются единичными случаями. Основную долю отравлений наркотиками занимают отравления дизайнерскими наркотиками, в состав которых входит МДПВ (психоактивное вещество со стимулирующими свойствами), а в 2014 году вновь наметился рост отравлений курительными смесями.
В 2014 году среди детей и подростков, учащихся 16 школ и 27 техникумов, колледжей и прочих учреждений зарегистрированы острые отравления наркотическими веществами.
Ситуация требует принятия действенных мер. Проведение антинаркотического десанта является одним из тех мероприятий, которые будут способствовать изменению сложившегося положения, формированию здорового образа жизни.