А ты заглянул ребёнку в глаза? » новости Екатеринбурга и УрФО

А ты заглянул ребёнку в глаза?

27-02-2015, 08:00
А ты заглянул ребёнку в глаза?
Фото:

16+ В феврале в Екатеринбурге стартовал совершенно новый профилактический проект — антинаркотический десант «Школа — территория безопасности». Его отличительная черта — адресность, так как в 2014 году среди подростков города зарегистрированы острые отравления наркотическими веществами.

Родитель — ребенок — педагог — вот три ориентира, куда направлено внимание организаторов десанта. А реализуют его сразу несколько ведомств: Роспотребнадзор и наркоконтроль по Свердловской области, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительные органы и управление образования Екатеринбурга, наркологи и психологи отделения «Детство» областной психиатрической больницы. Объединил же всех отдел координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации города.

Но так как место действия всё-таки школа, то гость «Ломки» сегодня Наталья ЕКЕНИНА, главный специалист управления образования администрации Екатеринбурга.

— Наталья Валентиновна, обострившаяся ситуация в сфере потребления наркотиков (появление новых психотропных веществ синтетического происхождения и способов их распространения) заставляет в первую очередь задать вопрос: как эффективнее достучаться до молодёжи?

— Сегодня в школах подбирают методы и формы работы, соответствующие конкретным детям, ищут ключ к сердцу каждого ребёнка. Одним можно прочесть лекцию на классном часе, и этого будет достаточно. Другим такой метод противопоказан, потому что полученная новая информация может привести лишь к стремлению обрести не испытанные ещё ощущения. С кем-то нужно говорить только индивидуально, и тогда он что-то поймёт. С кем-то лучше работать группой.

Фото: Мария ДЁМИНА.

— Было время, когда в борьбе с наркоманией применялись преимущественно «страшилки». Потом психологи чуть ли не единодушно стали говорить: «На это подростков не возьмёшь…». А что даёт результат сегодня?

— Опять же всё очень адресно. У меня 16-летний ребёнок, и всё, что можно, я опробовала на нём — «страшилки», лекции, домашние беседы… Самым действенным для моего сына оказалось понимание, что тот человек, с которым он общался, попал в тюрьму на долгих восемь лет за то, что занимался продажей наркотиков.

При работе со старшеклассниками мы используем разные методы. И «страшилки» в том числе. Я считаю, они тоже нужны, потому что у детей до определённого возраста нет ощущения последствий. Мы, взрослые, понимаем: если идёшь по скользкому льду, значит, можешь упасть и как минимум ушибёшься. Как максимум — получишь перелом. У детей такого понимания нет. Пока не упал, не обжёгся, ребёнок не понимает, почему это делать нельзя.

В начале 1990-х годов, когда мы только начинали заниматься социальной профилактикой, активно показывались фильмы с заживо гниющими людьми, которые кололись внутривенно. Зрелище было ужасное, но наркоманию это не остановило. И тем не менее я всё равно считаю, что в борьбе за ребёнка все средства хороши.

— Так или иначе, мы добились определённого результата: сегодня любой подросток знает, что колоться — это неправильно, что это портит вены и вообще даёт тяжелые последствия для здоровья. Но вот появились новые виды наркотиков, которым даже название привлекательное дали: «дизайнерские». Не нужно «рвать» вены и поддаваться определённому риску, приобретая отраву. Сегодня предлагают, скажем, сосательные конфетки, такие на вид безобидные. Конфетки это или наркотики, и понять-то сразу невозможно. Как лечить последствия употребления таких «конфеток», специалисты пока что толком не представляют. Только факт остаётся фактом: как правило, подобные экспериментаторы попадают в психиатрические клиники…

— Да, это так. Но если говорить о первичной профилактике, которой занимаемся мы, то главным остаётся вопрос воспитания, понимания ценности собственного здоровья, а значит, и сохранения его.

— А ещё то, что называют сегодня воспитанием «моды на успешность»…

— Действительно, но понимание успешности у всех разное. Я получила «4» по русскому, и для меня это успех. А другой — у него траур на неделю: «4» для него — показатель неуспешности.

Привычка же сохранять своё здоровье важна для всех. Её надо формировать с детского сада. Ты здоров — значит, ты бегаешь, играешь, общаешься со сверстниками, тебе хорошо, жизнь прекрасна и удивительна.

Вторая важнейшая позиция — обеспечение занятости детей в объединениях дополнительного образования (кружки, секции, клубы по месту жительства). Чем больше ребёнок занят организованной деятельностью под наблюдением профессиональных педагогов и заинтересованных родителей, тем меньше у него возможностей пробовать то что не нужно.

Возвращаясь к «страшилкам», скажу: последствий употребления наркотиков в определённом возрасте от ребёнка скрывать не надо вот ещё почему. Я убеждена: многие родители и подростки не верят, что беда может произойти с ними лично. Это как с гриппом. Известно, что если не запускать болезнь, от неё можно вылечиться. Можно и умереть, но только от осложнений. Если с самого раннего детства говорить ребёнку о важности здоровья и его сохранения, о безопасной жизнедеятельности, то и желания выходить на улицу в поисках сомнительных развлечений у него не будет.

— Но есть противовес всем нашим усилиям — столь модная сегодня «клубная культура». Это ночные клубы, дискотеки, определённый вид одежды и поведения…

— Как говорить об этом с подростками, задумываешься каждый раз. Это как в притче о «запретном плоде». Расскажешь, а им вдруг покажется интересным. Был ведь у нас период, когда мы активно говорили о молодёжных субкультурах, но от этого порой чаще было хуже, чем лучше.

Я уверена, например, что возврат школьной формы многое поставил на свои места. Строгость формы выравнивает, не давая проявляться ни социальному расслоению учащихся, ни часто весьма сомнительной молодёжной моде.

А что касается клубов и ночных дискотек — это уже зона ответственности родителей: каждый решает для себя, до какого времени его ребёнок может находиться вне дома, на улице. Но в данном случае мы все обязаны исполнять закон (закон Свердловской области № 73 от 16.07.2009 года), который в народе называют «законом о комендантском часе» для подростков. Своему сыну я не разрешаю поздние возвращения.

— Но согласится ли сам ребёнок со столь жёстким контролем? С постоянным желанием родителей знать, чем он занят, куда пошёл, с кем общался.

— На то мы и взрослые, чтобы сделать это без давления. Опять же если в семье так заведено с детства, контроль будет восприниматься естественно. Главный девиз тут один: доверяй, но проверяй. Ребёнок должен знать, что мама может позвонить родителям друга или подруги и узнать, где он. Телефонную связь ещё никто не отменял! Позвонить, чтобы услышать, как ребёнок с тобой разговаривает. Ведь любая мать или отец по его голосу многое могут понять. Если что-то не так, то нужно сразу же его искать и спасать. А что делать?! Ничего страшного в этом нет.

У нас по закону родители отвечают за ребёнка до совершеннолетия. Нужно объяснять ребёнку с ранних лет: «Я — твой родитель и я за тебя несу ответственность. За всё, что ты делаешь, что говоришь, что кушаешь, болеешь ли ты, счастлив ли или несчастлив». И потихоньку расширять границы его личной свободы. Сначала он сходит сам в магазин, потом один дойдёт до остановки, ну и так далее. Ребёнок должен увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах и эмоциях и захотеть их контролировать. Тогда инстинкт расширения границ личности найдёт позитивный выход в установке на самореализацию.

— Но воспитание самостоятельности — обоюдный процесс?

— Конечно. Ребёнок должен понимать, что мама и папа — это его защита. Если с ним что-то произошло, в первую очередь он должен позвонить родителям. Хорошо, если обратится к учителю — такое тоже бывает. В любом случае должен быть взрослый, способный понять, помочь и быть всегда рядом, но чуть-чуть впереди.

— Сейчас в школах проходит тестирование на употребление наркотиков, но есть родители, которые делают всё, чтобы их ребёнок этого избежал. Как быть в такой ситуации?

— Родители должны понимать, почему они это делают. (К счастью, с каждым годом у нас всё меньше и меньше родительских отказов от участия детей в тестировании). С родителями школа работает индивидуально. Объясняет, зачем нужно тестирование, почему оно проходит именно в этом возрасте. Родители могут обращаться за помощью к специалистам. Может быть, у родителей «розовые очки» на глазах, кто-то, напротив, уверен, что правильно лишь то, что считает только он. Вот почему я убеждена, что профилактика — дело индивидуальное… Работать нужно адресно, конкретно с каждым ребёнком, с каждой семьей, по ситуации.

— Запущен антинаркотический десант «Школа — территория безопасности». Какова ваша точка зрения как представителя управления образования: важность, нужность, объективность данной акции, чего мы ждём от неё?

— Самым важным я считаю тот факт, что в учреждения образования приходят профессионалы. Педагогам помогут психологи и наркологи, разговор об административной и уголовной ответственности невозможен без представителей правоохранительных органов, о правах ребёнка могут рассказать представители территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Например, я очень советую сходить на дебаты старшеклассников «Пока молодой, нужно всё попробовать!» в школу № 70 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА. Там работает удивительный педагог Николай ШАБУНЕВИЧ. Он умеет подобрать к подросткам ключик. Оттого мы попросили его не просто отвечать за проведение мероприятий десанта в его собственном образовательном учреждении, но и научить коллег из различных районов методике проведения дебатов. В своей школе, естественно, дебаты он будет проводить сам.

— Форма десанта хорошо укладывается в модель, выбранную Екатеринбургом в работе по первичной профилактике зависимостей. В том числе учитывает очень важное триединство: родитель — ученик — педагог. Но не устарели ли такие формы, как родительские собрания, лекции, круглые столы?

— Мы задаём лишь направления. Сегодня привычные родительские собрания можно проводить по-разному: и в форме беседы, и в форме интерактивной и обучающей игры. Всё зависит от уровня подготовки родителей. Главное, чтобы родители ждали с нетерпением встречи с классным руководителем, видели в нём помощника и союзника.

Сегодня много говорят о том, что разрушены институты школьных инспекторов и заместителей директора по праву. Но в Екатеринбурге, в отличие, скажем, от Нижнего Тагила, в штатном расписании многих школ они сохранены (пусть и не на полной ставке).

Многие директора и сегодня понимают важность профилактической работы, стараются сохранить ставки заместителя директора по праву, развивают контакты с инспекторами по делам несовершеннолетних и территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Хорошим подспорьем в нашей работе мог бы стать институт школьных психологов, который помог бы организовать работу с учащимися и с родителями на новом уровне.

— Думаю, неплохо было бы записать даже диск с конкретной информацией для родителей (да и учителям пригодилось бы!) — по каким признакам можно определить, употребляет ли ребёнок психоактивные вещества. Да и сами наркотики показать, чтобы знали, на что обращать внимание в сумках детей. Кстати, профилактический диск мог бы стать одним из конкретных результатов городского антинаркотического десанта.

— Говорить о результатах в вопросах профилактики сложно. Здесь нельзя просто дать таблетку, от которой полегчает. Это длительная работа команды педагогов, родителей и, конечно же, самого ребёнка. Главный результат проекта — отсутствие в последующем новых случаев отравлений детей и подростков.

Во-первых, достижению результата способствует правильно организованная работа с родителями. Важно добиться понимания родителями остроты ситуации и готовности сотрудничать со школой, чтобы дети не попадали в беду. Родители как аксиому должны всегда помнить, что они несут ответственность за содержание, воспитание, обучение и защиту прав и интересов своих несовершеннолетних детей. По закону сердца, закону совести, закону страны.

Во-вторых, дети должны быть с раннего возраста заняты. Задача родителей — помочь им найти себя, посещать объединения дополнительного образования, кружки, секции, развивать свои способности, сделать правильный выбор.

В-третьих, обязанность родителей — сохранять здоровье ребёнка и воспитывать в нём ответственность за собственное здоровье.

— Вы говорите о важности занятости ребёнка, чтобы у него не было времени находиться в непонятных местах с непонятными людьми. Если ребёнок увлечён спортом, танцами, искусством — его не потянет на глупости. А как вы решаете эти вопросы в собственной семье?

— Начну с того, что, окончив педагогический колледж, я сразу же пришла работать в милицию (это была моя мечта!), стала инспектором по делам несовершеннолетних. Так бы там и осталась, но жизнь заставила сделать выбор — или воспитание сына, или «служба дни и ночи». Не задумываясь, я сделала выбор в пользу сына, выбрала сферу образования, где всегда занимаюсь профилактикой.

Когда сыну исполнилось 7 лет, в нашей жизни появились танцы — образцовый ансамбль танца России «Цветы Урала», которым руководит Ольга Владимировна МАЛАШЕНКО. Нам повезло! Мы попали в замечательный коллектив, с которым сын объездил уже пол-Европы. В коллективе созданы условия для каждого ребёнка. И девиз Ольги Владимировны: «В коллективе все дети талантливы! Танцуют все!». Чтобы поддержать интерес сына, я стала ходить танцевать вместе с ним в родительском коллективе этого ансамбля.

—Но это же замечательно! Однако вернусь к отправной точке нашего разговора: как будут подведены итоги антинаркотического десанта?

— На круглом столе с участием организаторов и представителей учебных учреждений. Уже сейчас можно сказать, что с новой акцией мы угадали. А круглый стол нужен для того, чтобы получить так называемую обратную связь. Так или иначе, профилактика в школах города ведётся регулярно, потому что от нас, взрослых, зависит, какое будущее ждёт наших детей. Только благодаря эффективному сотрудничеству педагогов, родителей и специалистов мы сможем уберечь детей от возрастающих предложений улицы. Дети должны быть здоровыми и счастливыми! И наша обязанность помочь им в этом.

 НАША СПРАВКА

В рамках антинаркотического десанта «Школа — территория безопасности» в феврале и марте прошли и ещё пройдут:

- общешкольные родительские собрания,

- общественные приёмные и родительский всеобуч,

- проект «День семьи»,

- мастер-класс «Маршрут безопасности»,

- семинары-практикумы и мастер-классы по новым технологиям профилактики для педагогов,

- анкетирование старшеклассников и дебаты «Пока молодой, нужно всё попробовать!»,

- межведомственные профилактические операции и рейды,

- выпуск информационной продукции и рекомендаций для родителей, подростков и школьных уголков профилактики.

КОММЕНТАРИИ

Галина ЗЫКИНА, главный специалист департамента по обеспечению деятельности мировых судей, куратор территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Фото: Мария ДЁМИНА.

— Проблема наркозависимости в молодёжной среде год от года приобретает всё большие масштабы. Один из последних способов вовлечения подростков в мир наркотиков — курительные смеси. Последствия их распространения носят подчас катастрофический характер, приводя к гибели детей. Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав активно включились в проведение профилактических мероприятий совместно с администрацией города Екатеринбурга в рамках антинаркотического десанта.

На заседаниях комиссий в феврале-марте 2015 года запланировано рассмотрение вопроса об организации профилактической работы по профилактике наркомании в школьной среде с использованием информации Роспотребнадзора об отравлениях несовершеннолетних в 2014 году. Запланировано участие председателей комиссий в мероприятиях с учащимися и их родителями на территориях учебных заведений, в учреждениях культуры и спорта.

Екатерина ФЁДОРОВА, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Свердловской области:

— Первостепенное внимание ФСКН России уделяет первичной профилактике наркомании и работе с молодёжью по формированию здорового образа жизни. У органов наркоконтроля два стратегических направления: первое — это снижение доступности психоактивных веществ, второе —  сокращение спроса на них.

Фото: Мария ДЁМИНА.

Ведущая роль в снижении доступности наркотических средств отведена правоохранительным органам. Деятельность же по снижению спроса на наркотики (антинаркотическая пропаганда), в том числе и органов наркоконтроля, направлена на субъекты профилактики. Главная задача здесь — гармоничное развитие личности, которая сознательно отказывается от вредных привычек и уж тем более от первых проб наркотических средств.

Приоритетом в борьбе с наркоманией должна быть качественная профилактика. Много пилотных проектов антинаркотической тематики реализовано в профилактическом пространстве города Екатеринбурга, и новый проект «Антинаркотический десант» — это именно та форма работы, которая необходима на сегодняшнем этапе, в сложившейся ситуации, связанной с изменением структуры наркорынка в сторону увеличения доли наркотических средств синтетического происхождения. И именно работа всех специалистов в сфере профилактики, которая направлена на учащихся, родителей и педагогов, принесёт свои плоды.

Наталья ШАХОВА, главный специалист-эксперт Центрального екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области:

Фото: Мария ДЁМИНА.

— В последние годы в Екатеринбурге складывается негативная ситуация по отравлениям наркотиками. Неблагополучие связано не только с ростом отравлений наркотиками среди всего населения города, но и со значительным ростом отравлений наркотиками среди подростков и регистрацией случаев отравлений наркотиками у детей до 14 лет. Эта ситуация особенно усугубилась с 2013 года.

Изменилась и структура отравлений наркотиками. Отравления героином, опием на сегодня регистрируются единичными случаями. Основную долю отравлений наркотиками занимают отравления дизайнерскими наркотиками, в состав которых входит МДПВ (психоактивное вещество со стимулирующими свойствами), а в 2014 году вновь наметился рост отравлений курительными смесями.

В 2014 году среди детей и подростков, учащихся 16 школ и 27 техникумов, колледжей и прочих учреждений зарегистрированы острые отравления наркотическими веществами.

Ситуация требует принятия действенных мер. Проведение антинаркотического десанта является одним из тех мероприятий, которые будут способствовать изменению сложившегося положения, формированию здорового образа жизни.

erid: erid: