Куда текут реки крови » новости Екатеринбурга и УрФО

Куда текут реки крови

27-02-2015, 08:00
Куда текут реки крови
Фото:

Речь пойдёт о медицине, которую не пнул только ленивый. Есть ли в ней положительные изменения, например, за последнее десятилетие? Безусловно. А проблемы? Сколько угодно. И ещё множество «частных случаев», допущенных по вине медицинского персонала, от которых кровь стынет в жилах.

Однако звонок, раздавшийся в редакции ВЕ, поставил в тупик. Голос женщины в трубке, которая не одно десятилетие отдала работе на одной из станций переливания крови в области, обвинял руководство службы в некомпетентности и, более того, непрозрачно намекал на почти что «бизнес на крови». А началось всё, по уверениям звонившей, после постановления областного правительства № 373-ГП от 07.05.2014 «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения Свердловской области, входящих в службу крови». С сентября прошлого года образовано ГБУЗ СО «Областная станция переливания крови», которая объединила под собой отделения в Первоуральске, Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, а также екатеринбургский «Сангвис». Эти 4 обособленных структурных подразделения насчитывают 17 отделений заготовки крови и обеспечивают компонентами и препаратами крови территорию с населением около 4,5 млн. человек.

«Областная станция переливания крови» стала своего рода монополистом — крупнейшим учреждением Службы крови России.

Но ведь говорят в народе — «чем больше, тем лучше». Основания для такого укрупнения действительно имеются. Субъекты РФ планомерно занимаются оптимизацией денежных расходов, централизируют ресурсы. Это выгодно с точки зрения экономики — в фокусе оказываются определённые точки применения силы, уходит распыление. Все учреждения Службы крови Свердловской области были включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». С 2009 по 2013 год на Урал прибыло высокотехнологичное оборудование для заготовки крови, плазмы, лабораторное автоматическое оборудование для обеспечения инфекционной и иммунологической безопасности, улучшения качества производимых компонентов и препаратов крови. Как встречали новые агрегаты? Буквально со слезами на глазах, причём слёзы бывали частенько не только от радости, но и от страха — медицинский персонал не знал, как на этих штуковинах работать. Впрочем, в глубинке их мощности даже не задействовать полностью — не те объёмы. А вот при структурном укрупнении в наличии высокотехнологичного оборудования есть смысл, простаивать оно не будет. Цифры это подтверждают. Вот как прокомментировала ситуацию заместитель главного врача по организационно-методической работе Областной станции переливания крови, главный внештатный трансфузиолог Свердловской области Наталья ПОПКОВА:

— С момента реорганизации число доноров заметно увеличилось. Крупные станции могут принять от 50 до 100 человек в день. Удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учрежденй в гемотрансфузионных средах — 100%. Также ежегодно увеличивается количество первичных доноров с 2,0 до 2,3% на 1 000 населения. В первую очередь, это молодые люди, студенты вузов, рабочая молодёжь, которые составляют 19,9% от общего числа доноров. Доля безвозмездных доноров составляет 97,7%. Безвозмездная дача крови и её компонентов является одним из гарантов обеспечения инфекционной безопасности сдаваемой крови, ведь получая денежную компенсацию за сданную кровь, донор может скрывать заболевания.

Признаться, последняя фраза про «коварных доноров, скрывающих заболевания» стала для нас полным сюрпризом. Во-первых, не хотелось верить телефонным наветам про «пропущенный ВИЧ». Во-вторых, — куда смотрит высокотехнологичное оборудование, способное «обезвредить всё живое». В-третьих, мы уже знали мнение, высказанное главным врачом ФГБУЗ «Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства» Мариной СМИРНОВОЙ:

— Донор не может скрыть даже обильный, жирный завтрак — плазма крови сразу мутнеет. В настоящее время все станции переливания крови в нашей стране оснащены автоматизированной информационной системой «АИСТ». К 1 января 2016 года она должна агрегировать все данные о донорстве крови в России. Мы видим анализы человека, который сдавал кровь в любом из городов нашей страны. Болел ли он, какие ему были сделаны прививки. То есть «АИСТ» прослеживает всю технологию заготовки крови, начиная от окошечка регистратуры до выдачи компонентов в лечебную сеть. Если о доноре поступает какая-либо неблагополучная информация, то система мешок с кровью просто не выдаст, она его заблокирует.

Таким образом, непроверенная кровь в лечебных учреждениях появиться не должна, ведь она проходит обязательную карантинизацию в течение 6 месяцев. Допустим, донор заразился ВИЧ и сдал анализы в тот период, когда заболевание не может быть диагностировано ни одной, даже самой современной аппаратурой. Но за полгода в организме человека проявляет себя любая болезнь, поэтому при повторных анализах вирус всё равно обязательно будет обнаружен. Медики ждут не пассивно, а проводят работу как с компонентами крови (шоковая заморозка, ультрафиолетовое облучение и др.), так и с донорами (постоянный контроль за состоянием их здоровья). Ставка делается на ответственных людей. Если по прошествии полугода человек остаётся здоровым — его кровь направляется в лечебную сеть. Нет — утилизируется.

«Кровеносная система» нашей страны настолько прозрачна и понятна, что кажется, из неё не может бесследно испариться ни одна капля. Кстати, крови, благодаря донорству, в нашей стране всегда с запасом. Так, по области за минувший год проведено больше 140 тысяч заборов, а в специальном хранилище-холодильнике Станции переливания крови медико-биологического агентства России должно постоянно храниться около 3 тонн этой жизненно необходимой субстанции. Того требует госзаказ. Да-да, он охватывает и заготовку крови в нашей стране тоже. Например, находящаяся в федеральном подчинении Станция переливания крови медико-биологического агентства имеет такие планы только по забору крови и её объему. А вот укрупнившиеся «областники» могут не только «забирать» кровь у доноров (бесплатно), но, имея две мощные производственные площадки, создавать из неё специальные лекарственные препараты, например, противоклещевой иммуноглобулин (цена достигает  6 тыс. рублей).

Ходят слухи, что в скором времени система службы крови России вновь будет изменена. Все учреждения окажутся в федеральном подчинении. Что из этого получится — покажет время. Главное, чтобы всё внутри данной системы оставалось стерильно чистым и честным, как и положено медицинским учреждениям. 

erid: erid: