Как построить город будущего » новости Екатеринбурга и УрФО

Как построить город будущего

24-04-2015, 08:00
Как построить город будущего
Фото:

Местное самоуправление (МСУ) как социально-экономическое и политико-правовое явление имеет особое значение в развитии Екатеринбурга — одного из самых крупных муниципалитетов России. Прогнозирование будущего МСУ — довольно сложная задача, ведь нужно учитывать много факторов, которые воздействуют на события. Сегодня ВЕ сообщает подробности форсайт-сессии «Екатеринбург-2030», которая прошла во вторник, 21 апреля, в бизнес-центре «Президент» (ул. Бориса Ельцина, 1а).  Напомним, участники встречи обсуждали именно перспективы развития МСУ в уральской столице.

В ходе заседаний трёх секций первая экспертная группа сосредоточилась на теме создания и развития условий для непосредственного осуществления местного самоуправления населением. Возможностей для участия людей в управлении нашим городом несколько. Это прямые выборы, публичные слушания, опросы граждан.

— Существует мнение, что если население не так активно участвует в выборах, значит, его всё устраивает: в экономике, в хозяйстве. И наоборот. У нас граждане активно участвуют в политической жизни, в выборах разного уровня по другим причинам, — поделился экспертным мнением председатель городской избирательной комиссии Илья ЗАХАРОВ.

Он подчеркнул, что явка на выборах бывает особенно высокой, когда выбирают конкретную политическую фигуру. Вместе с тем повышать уровень правовой и политической культуры горожан, чтобы люди больше знали о своих возможностях, всё же необходимо. Только в этом случае можно говорить о реальном взаимодействии власти и общества.

Обратную связь между жителями уральской столицы и муниципальной властью обеспечивает Общественная палата Екатеринбурга. Ключевая функция этого органа — контрольно-совещательная.

— Общественная палата развивается вместе с населением города. Новое время выдвигает к нам новые требования, — подчеркнул председатель Общественной палаты Екатеринбурга Яков СПЕКТОР. — Нужно не только больше рассказывать о принятии властью какого-либо решения, но и говорить, каким способом оно будет воплощаться в жизнь.

Второй секцией — «Повышение профессионального уровня муниципальных служащих» — руководил директор ГАУ ДПО СО «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления» Игорь КУЛЕШОВ. Речь шла о постоянном повышении квалификации чиновников. Особенно в условиях, когда муниципалитетам передаются дополнительные полномочия.

Ещё на одной секции определяли оптимальную модель организации власти в городе. Эксперты констатировали, что у рядового гражданина зачастую нет представления о разделении власти на государственную, региональную и муниципальную. Для обывателей она одна. В такой ситуации у представителей одной ветви власти всегда есть соблазн переложить ответственность на другой уровень. А люди порой просто не знают, в чьей компетенции находится решение того или иного вопроса. И тут возникает проблема отторжения к работе органов власти.

Также специалисты выразили озабоченность по поводу того, как реализуется реформа МСУ. Конечно, хорошо, что федеральные законодатели предложили разные варианты муниципального устройства. Ведь каждый регион имеет свои особенности: географические, природные, социокультурные. Опасения же, и небезосновательные, возникают из-за того, что любую модель региональные власти могут воплотить буквально за две недели без учёта мнения населения. Например, разделить город на отдельные муниципалитеты — районы. Эту идею участники встречи назвали откровенно бредовой, вспомнив о том, что в истории Екатеринбурга уже были сотни депутатов, которые месяцами не могли прийти к единому мнению, а взаимодействие с населением от этого нисколько не улучшалось.

Эксперты рассмотрели 12 моделей организации власти в Екатеринбурге. Среди критериев оценки каждой были степень вовлечённости горожан в избирательный процесс, ответственность должностных лиц. Большинством специалистов оптимальной признана система, при которой сильного единого мэра выбирают на прямых выборах.

— В управленческой структуре важна стабильность самой системы, которая застрахована от возможных рисков и угроз, — уверен генеральный директор ООО «Медиа-холдинг «Уральский рабочий» Евгений ТУЛИСОВ.

Да, существует риск «неправильного» выбора. Хотя сам этот термин носит субъективный характер: возникает вопрос, какой результат считать ошибкой избирателя. Так или иначе, но именно на граждан накладывается дополнительная ответственность, а свободный выбор — это и есть элемент подлинной демократии. К тому же в столице Урала есть Стратегический план развития города, реализация которого позволяет обеспечивать преемственность решений руководства муниципалитета.

Помимо всего прочего, активное участие населения в местном самоуправлении — альтернатива выступлениям недовольных горожан. У людей должна быть возможность для самореализации.

— Мы можем создать суперинфраструктуру и так далее. Но если у нас не будет граждан, которые верят, что они управляют этим городом, мы не получим ничего, — отрезал в ходе дискуссии заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ.

Только если человек отчётливо понимает, что здесь, в этом городе, будут жить его дети и внуки, он не будет портить свой подъезд и задумается об инфраструктурном комфорте в целом.

В итоге участники форсайт-сессии приняли проект-резолюции о перспективах реализации стратегического проекта «Институт местного самоуправления». В нём в том числе говорится и о том, что будущее города зависит от совместных усилий граждан и власти.

erid: erid: