Будем реалистами: полностью оградить ребёнка от виртуального мира не получится. Просто потому, что у современного молодого поколения смартфон или планшет с выходом в Интернет есть неотъемлемая часть организма. Поэтому на первом родительском конгрессе IT-Generation, прошедшем 4 октября в Екатеринбурге, говорили не о том, давать или не давать гаджеты детям, а о том, с какого возраста «уже можно».
— Отказ от Интернета — это миф, — убеждена нейропсихолог, детский психолог Ольга ХВАЛЬКО. — Во-первых, сами учителя задают на дом задания, связанные с работой в Сети. Во-вторых, современные школьники делятся на переменках не конфетами, а вай-фаем.
В наших силах — не форсировать события, то есть не подпускать ребёнка к гаджету слишком рано. «Рано» — это, как выяснилось, до семи лет.
— До 7 лет опережающими темпами развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, эмоции, а главное — за формирование образа собственного тела, — пояснил во время видео-конференции московский нейропсихолог Андрей ЦВЕТКОВ. — Когда мы правильно воспринимаем собственное тело, мы лучше ориентируемся в пространстве и строим речь, ведь почти всё, что мы делаем и говорим, — мы делаем и говорим относительно себя. Но у детей, рано познакомившихся с гаджетами, процесс развития правого полушария притормаживается. Они плохо владеют своим телом, а некоторые даже не могут показать, где у них находится нос, рот, уши и т. п. Отсюда проблемы с речью, письмом, счётом и т. д.
Кроме того, существует опасность, что ребёнок не захочет возвращаться в реальный мир, ведь компьютерный намного проще. Здесь господствуют иконические символы (картинки), которые не имеют объёма, запаха и вкуса. Реальные предметы постичь сложнее. Слова тоже требуют большего напряжения извилин.
— Если мозгу предложить выбор, он выберет то, что проще. Чем это грозит? Недоразвитием отдельных участков, — предостерёг Андрей Владимирович. — Это как с ездой на автомобиле. Когда мы проводим за рулём большую часть времени, ноги начинают быстрее уставать при ходьбе, потому что мышцы, которые мы не используем, атрофируются.
О сложности реального мира по сравнению с виртуальным говорил также заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии УрФУ Сергей КИСЕЛЁВ.
— Когда малыш впервые берёт в руку яблоко, происходит соединение мышечных и зрительных ощущений, после чего в голове формируется образ этого яблока. С гаджетами иначе, — отметил психолог. — Многие каналы восприятия информации здесь не работают, а мышечный канал получает неверную информацию. В частности, такой процесс, как бег, может начать ассоциироваться у ребёнка с движением пальца по экрану. Дети с нарушенным восприятием реального мира чувствуют себя в нём дискомфортно и мечтают вернуться в мир виртуальный.
Предметно-манипулятивная деятельность, то есть работа с предметами, остаётся ведущей до 3 лет. А потом на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию лобных отделов коры головного мозга, которые отвечают за умение следовать правилам и управлять собой.
— Начиная с 3 лет, ребёнок должен как можно больше времени проводить в детском коллективе, где он научится делать не только то, что хочет, но и то, что предписано правилами. Каждая сюжетно-ролевая игра — это по сути проигрывание жизненной ситуации. Но открывая ребёнку путь в компьютерную игру, вы перекрываете ему путь в сюжетно-ролевую. Такие дети гораздо охотнее сыграют в angry birds, чем в «дочки-матери». А это чревато неспособностью принимать решения, что-то планировать, управлять эмоциями. В общем, недоразвитием воли, — предупреждает нейропсихолог Ольга Хвалько.
Кстати, именно слабая воля, по словам специалиста, приводит к компьютерной зависимости. Поэтому в идеале бы отложить знакомство ребёнка с гаджетами и Интернетом до… 14 лет, когда закончится формирование лобных долей, ответственных за саморегуляцию.
— Хотя бы ограничьте до 12 лет чтение с электронного носителя, — советует детский психолог. — Пусть ваш ребёнок использует гаджет для игры (лучше сразу сориентировать его на развивающие сервисы, чтобы сформировать привычку), но читает — только бумажные книги. В противном случае он рискует приобрести навык так называемого сканирующего чтения, то есть чтения по ключевым словам, которое может помешать ребёнку усваивать школьную программу и наслаждаться художественной литературой. Дождитесь, пока у вашего сына или дочери сформируется навык правильного, вдумчивого чтения. Переучить будет сложно, а может, и невозможно.
Родителям, переживающим по поводу того, что лишённые гаджетов дети будут в классе «белыми воронами», нейропсихолог напомнила, что статус определяет прежде всего самооценка ребёнка и его умение общаться со сверстниками. Более того, в век массового распространения гаджетов способность без них обходиться может, напротив, помочь заработать авторитет.
А что думают по поводу гаджетов родители маленьких детей, а точнее — продвинутые отцы семейств? Чтобы получить ответ на этот вопрос, организаторы пригласили мужчин, занятых в сфере IT, на «папский диван».
К примеру, отец четырёхлетней дочери Антон ФЁДОРОВ попытался перевести увлечение ребёнка компьютером в развивающее русло. Открытием для Антона стал, в частности, образовательный ресурс IQша, где задания для детей разделены по возрасту.
Папа двух подростков Алексей КУЛАКОВ сделал ставку на игровую приставку Xbox.
— В отличие от стандартных компьютерных игр, приставка способствует развитию двигательной активности, — пояснил Алексей. — А ещё можно подключить сразу несколько джойстиков и сыграть в игру всей семьёй. Это лучше, чем общаться с компьютером один на один.
А вот папа «почти» пятерых детей (пятый у мамы в животике. — Прим. авт.) Алексей КОСТАРЕВ, напротив, постарался максимально оградить своих чад от электронных устройств. В доме Костаревых нет даже телевизора!
— Ноутбуки, правда, имеются, и мы, конечно же, разрешаем детям пользоваться ими в случае необходимости. Но она возникает у них крайне редко. В целом каждый проводит в Интернете около часа в неделю, — констатировал Алексей. — Как это у нас получается? Во-первых, жизнь в закрытом посёлке позволяет детям проводить много времени на улице. Во-вторых, у них достаточно плотный график кружков и секций. В-третьих, мы активно практикуем современные настольные игры: «Колонизаторы», «Шакал», «Либертекс» и т. д. Играем в них всей семьёй. Ещё одно действенное средство — подарить ребёнку вместо очередного гаджета… братика. Или сестрёнку. Поверьте: ему будет не до компьютера…
На заметку
Как ещё отвлечь ребёнка от компьютера