Вызов принят. Ставка — на союзы городов » новости Екатеринбурга и УрФО

Вызов принят. Ставка — на союзы городов

21-10-2015, 08:00
Вызов принят. Ставка — на союзы городов
Фото:

«Крестовый поход» областной власти по отъёму у Екатеринбурга ресурсов и полномочий может остановить только союз (в том числе и парламентский, созданный в преддверии выборов 2016 года) крупных муниципалитетов региона, которым есть что терять от такой грабительской политики. К такому выводу пришли известные политологи и преподаватели вузов Екатеринбурга, участники круглого стола в УрФУ, состоявшегося во вторник, 20 октября, и посвящённого судьбе местного самоуправления в условиях реформы МСУ.

Унификация местной власти, уничтожение автономии муниципалитетов, изъятие полномочий в градостроительной сфере, урезание муниципальной доли НДФЛ, попытки «распилить» Екатеринбург на уделы — вот далеко не полный список «вызовов», которые нынешняя команда областных управленцев во главе с губернатором Евгением КУЙВАШЕВЫМ и подконтрольной ему частью депутатского корпуса Законодательного собрания пытается реализовать в регионе.

Называть эту вакханалию чиновничьего самодурства можно по-разному. К примеру, профессор Уральского государственного юридического университета Игорь ВЫДРИН считает происходящее во многих регионах России типичной контрреформой, идущей вразрез с духом и буквой Конституции РФ. Ведь в Основном законе чётко сказано: система МСУ не является частью системы органов госвласти, а её структура должна определяться населением муниципалитетов. В реальности же примерно 70% муниципалитетов в разных регионах России уже стали заложниками системы, при которой глава города не выбирается населением, а назначается келейно, узкой группой из 5-6 депутатов местных гордум под пристальным контролем региональной власти. Да и резать города по живому, произвольно изменяя их административные границы, де-факто запрещает федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», напомнил коллегам Игорь Выдрин.

Казалось бы, закономерен вопрос: кто стоит за всеми этими процессами? Кому выгодно лишать города политических прав и доходов бюджеты? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Как предположил кандидат исторических наук, генеральный директор ООО «Медиа-холдинг «Уральский рабочий» Евгений ТУЛИСОВ, здесь могут работать как рациональные (узкокорпоративный интерес вполне конкретной чиновничьей группы), так и иррациональные факторы, например, личностные конфликты между главами региона и органов МСУ. Результат, впрочем, в обоих случаях безрадостный: власть, ведущая себя на подконтрольной территории как слон в посудной лавке, в абсолюте дестабилизирует не только муниципальную, но и региональную систему управления. Ведь выщёлкивать из-под Екатеринбурга его системообразующую основу (те же доходы, право самостоятельно формировать органы местной власти и градостроительную стратегию) — значит разрушать единственный реальный «локомотив» региона, единственную точку его экономического роста, образно говоря, резать корову, ежедневно дающую литры молока, ради нескольких килограммов мяса. «Это напоминает централизацию ради централизации, цель которой — сделать Екатеринбург полностью дотационным, поставить его на колени», — убеждён Евгений Тулисов.

А вот по мнению доктора политических наук, главного научного сотрудника Института философии и права УрО РАН Сергея МОШКИНА, корень проблемы лежит куда глубже — в ошибочной концепции «авторитарной модернизации», которая шаг за шагом реализуется на общефедеральном уровне уже второе десятилетие подряд. Взяв тогда курс на ужесточение федерализма, Центр мотивировал свою позицию борьбой с сепаратистскими тенденциями. Но до тех пор, пока система местного самоуправления институционально и экономически не защищена от поглощения «вертикалью» — «регионалы» будут продолжать нападать на неё, изымать полномочия и ресурсы, ужесточать контроль над бюджетами муниципалитетов.

Каким же образом можно сгенерировать этот «защитный контур»? Вариантов на самом деле немало: это и активизация гражданского общества, и создание неформальных союзов муниципалитетов, и совместное выдвижение ими кандидатов-одномандатников, которые, в идеале, будут защищать интересы местного самоуправления в областном Заксобрании. Правда, по мнению Сергея Мошкина, даже в случае победы гипотетического альянса «Екатеринбург — Нижний Тагил» он сумеет провести в областную думу не больше 10 депутатов. Возможно, имеет смысл накануне выборов 2016 года реанимировать региональные движения вроде «Горнозаводского Урала» и «НДНГ», которые на заре демократии формировали местное политическое поле, создавали здоровую конкуренцию и представляли в органах власти интересы конкретных городов и территорий, а не партий «федерального разлива». Впрочем, опыт Екатеринбургской гордумы доказывает, что даже представители таких партий могут объединяться вокруг идеи защиты родного города.

По мнению Евгения Тулисова и доцента кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета Ильи ЗАХАРОВА, межпартийная группа ЕГД за сравнительно короткий период своей истории смогла стать реальным инструментом консолидации как депутатского корпуса, так и огромного числа горожан.

erid: erid: