«Хоть камни с неба, главное — в России!» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Хоть камни с неба, главное — в России!»

18-03-2016, 08:00
«Хоть камни с неба, главное — в России!»
Фото:

Ровно два года назад, в марте 2014 года, в Крыму состоялся референдум, на котором большинство жителей полуострова высказались за отделение от Украины. Это было 16 марта. Спустя всего два дня крымчане заявили о желании быть гражданами России, а Президент РФ Владимир ПУТИН подписал соответствующий указ. Что изменилось в жизни полуострова за два года? Говорят, что Симферопольский аэропорт увеличил пассажиропоток почти вчетверо и теперь чуть ли не составляет конкуренцию нашему Кольцово; отремонтирована трасса Симферополь — Феодосия; увеличена пропускная способность Керченской переправы; строятся ЛЭП для передачи электроэнергии из Краснодарского края и даже поля солнечных батарей; наконец, не на бумаге, а в реальности стартовало строительство Керченского моста. Но одновременно слышны и другие оценки: мол, банковская система до сих пор «сбоит», цены кусаются, коммунальная сфера в плачевном состоянии, энергетическая зависимость от Украины по-прежнему очень сильна… Как же обстоят дела в реальности?

Прямая речь

Население растёт. Цены — тоже…

Журналист Татьяна НАУМОВА (коренная екатеринбурженка, в данный момент живёт в Крыму):

— Я приехала в Севастополь в июне 2015 года — открывать филиал нашего издания, в котором работала в Екатеринбурге. Изменения, произошедшие на полуострове на моих глазах, впечатляют. Прежняя зависимость от Украины в плане электричества и водоснабжения практически полностью устранена. А в мае про отключения света можно будет забыть как про страшный сон! Объявленной продуктовой блокады жители даже не почувствовали — продукты и промтовары поступали бесперебойно, и даже скачка цен после её объявления не было. Сейчас все ждут открытия Керченского моста, который полностью решит вопрос связи с материковой Россией.

Теперь о негативных моментах. Практически все жизнеобеспечивающие системы полуострова — от банковской до коммунальной — находятся либо в зачаточном, либо в полуразрушенном состоянии. Ту же энергетическую блокаду Севастополь перенёс только благодаря силе духа людей и мощной, оперативной помощи Кремля. Поэтому на бытовом уровне жить здесь не слишком комфортно. Например, некачественная связь — от сотовой до ТВ. Разрушенные дороги, заваленные мусором дворы — увы, это всё реалии. Ведь в Крым «при Украине» на протяжении двух десятилетий не особо вкладывали средства и уделяли мало внимания управлению городами. Теперь старой системы больше нет, а новая пока не создана. Как пример: покупать жильё просто опасно. Коммуникации в построенных даже лет 15 назад домах изношены до предела, новые же строят не только сомнительного качества, но и зачастую незаконно. Ещё меня по прибытии шокировали цены в магазинах — выше екатеринбургских. А вот зарплаты здесь существенно ниже: 15—20 тысяч — это норма, официальная средняя по Севастополю — 23 тысячи рублей.

Ещё две проблемы — перенаселение полуострова и одновременно спад туристического потока. За два года с момента референдума, даже по официальным данным, население Севастополя увеличилось в два раза: это россияне с материка и мигранты из Украины. Отсюда и дополнительная нагрузка на больницы, детсады, с которыми и так проблематично, и коллапс на дорогах, которого никогда не бывало в этих местах даже в пик туристического сезона. Тем не менее до присоединения к России большинство отдыхающих (до 90%) прибывали с Украины, а сейчас из-за проблем с пересечением границы этот поток практически «высох». Местные признают, что с проблемами они сталкиваются в основном с украинской стороны — это там пограничники и так называемые активисты чинят препятствия. То людей не пускают, то машины, то даже еду, которую везут от родственников в сумках (не фурами!), отбирают. Количество российских туристов, существенно выросшее за эти два года, пока всё-таки неспособно компенсировать эту потерю. И всё же я верю: в ближайшее время скорость изменений на полуострове будет увеличиваться. И лет через несколько он будет хорош не только своими людьми, солнцем и морем — здесь станет комфортно жить, отдыхать и работать.

Чтобы справиться с «болезнью роста», нужна стратегия развития

Председатель Севастопольской региональной организации Союза журналистов России Сергей ГОРБАЧЁВ:

— Если одним словом — лично я оцениваю перемены в жизни Крыма позитивно. Если двумя словами — очень позитивно. Более многословно — мы в России, и этим всё сказано. В 2014 году был популярен лозунг «Русская весна — что дальше?». Так вот, на него местные остряки отвечали: хоть камни с неба, главное — мы в России. И жизнь показала, что выбор наш был верным. Мы тогда сработали на опережение, предотвратив развитие событий по кровавому сценарию. Но даже если бы всё повернулось иначе, если бы мы не высказали два года назад своё мнение относительно творившегося на Майдане, мы рано или поздно всё равно ушли бы из-под Украины, просто более тернистым путём и большой кровью.

За 23 года крымчане ментально как бы выпали из общего российского тренда. Всё-таки разница во всех значимых сферах жизни — законодательстве, организации бизнеса, здравоохранении, образовании, соцобеспечении — в Крыму и остальной России пока ещё очень разительная. И адаптация происходит порой болезненно: нет опыта, не хватает знаний, сложно ломать сложившийся уклад жизни. Например, в Крыму никогда не было управляющих компаний в ЖКХ, Украина не развивала эту сферу, и сегодня в коммунальной сфере проблемы практически везде — от состояния лифтов до ситуации с вывозом мусора. Это «болезнь роста», и мы пониманием, что за два года переформатировать многие вещи физически невозможно.

Тот же Севастополь взять: несмотря на то, что федеральный центр уделяет большое внимание развитию города, не совсем понятен общий тренд и направление этого развития. В советское время он был главной военно-морской базой страны — и вся инфраструктура так или иначе была завязана на нужды флота. «При Украине» Севастополь превратился в обычный город с мелкотоварным производством, потерял промышленный потенциал и не развился как курорт. А серьёзные российские инвесторы к нам так и не пришли — они завязаны в своём бизнесе на Запад и боятся санкций. Надеемся, что федеральный центр определит стратегию развития «города русских моряков» — ведь это желание большинства горожан.

erid: erid: